Синий вектор системно векторная психология. Векторы в СВП (системно-векторной психологии)

36780 (62 за неделю) / 25.12.14 12:24 /

Системно-векторная психология — теория, созданная Ю. Бурланом и В. Толкачевым на основе теории Фрейда о психосексуальности. Существует 8 векторов, то есть 8 типов «направленности» человека. Вектор говорит о том, что именно человеку нравится, к какой самореализации его тянет инстинктивно, что доставляет ему удовольствие. Чтобы реализовать свой вектор в социуме, человек выполняет в нем определенную роль.

Системное мышление для родителей

Одним из ключевых условий грамотного воспитания ребенка является понимание его врожденных свойств и способностей. Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает родителям овладеть необходимыми знаниями. Это прикладная наука, позволяющая быстро освоить механизмы функционирования бессознательного и его проявления в каждом отдельном человеке, а также на уровне пары, группы и даже общества.

Возникающее в результате усвоения этих знаний системное мышление определяется, как новый объективный взгляд на происходящее с человеком. Также системное мышление характеризуется, как принятие и полное понимание окружающих, в частности их поведения и основных жизненных приоритетов. Имея системные знания, любой родитель сможет глубоко понимать своего ребенка и воспитывать его так, чтобы лучшим образом реализовать его природный потенциал.

Основное положение системно-векторной психологии заключаются в том, что человек рождается с определенными заданными психическими свойствами, которые определяют его жизненный сценарий, характер и поведение. Эти психические свойства группируются в 8 отдельно взятых наборов, называемых векторами.

Вектор объединяет свойства по принципу выполнения видовой роли, которая в свою очередь имеет целью выживание человеческого коллектива, начиная со времен первобытной стаи. Каждый вектор связан с определенной чувствительной (эрогенной) зоной, которая предопределяет способ получения или вывода информации о себе и окружающем мире.

Врожденные свойства человека не меняют свою природу в течение его жизни, однако могут иметь разную форму проявления.

Системно-векторная психология выделяет понятия развития и реализации свойств вектора, от которых и зависит поведение его носителя. Оставшийся с неразвитыми свойствами человек будет проявлять себя противоположным образом в сравнении с развитым и реализованным в своих свойствах человеком. Соответственно этому складывается жизненный сценарий человека: вор или судья, насильник или лучший семьянин, шизофреник или гений и т.д.

Развитие свойств вектора происходит до пубертата включительно. После чего психические свойства человека не развиваются, и в дальнейшем могут либо реализовываться (наполняться), либо нет.

Реализацию психических свойств раздел «системное мышление» определяет как применение развитых до подросткового возраста свойств человека, что дает ему ощущение равновесия и удовлетворения.

Почти все современные семьи, собравшись вечером вместе, либо сидят, уткнувшись в компьютеры, планшеты или смартфоны, либо хлопочут по хозяйству. А вед...

Это означает, что основы характера ребенка закладываются с раннего детства до момента окончательного полового созревания. Важнейшим влиянием при этом обладают родители, которые и формируют основные условия окружающего ребенка ландшафта.

Знакомство с психическими свойствами обладателя каждого вектора в системно-векторной психологии начинается с описания их проявлений во времена первобытной человеческой стаи. Это дает возможность увидеть первичное состояние, которое задается человеку с рождения и проследить развитие психических свойств, которое происходило по мере усложнения окружающего мира последние 6 тыс. лет.

Ключевые понятия в вопросах воспитания от системно-векторной психологии

Вопрос грамотного воспитания ребенка в классической психологии породил массу противоречивых методик детского развития. Заблуждения и неэффективность, вызванные их использованием, объясняются тем, что в них не существует установленного понятия «нормальности» ребенка. Нет абсолютных критериев, по которым ребенок считается психически здоровым, а его поведение - адекватным либо наоборот. В связи с чем за последние 50 лет в категорию приемлемости детского поведения стали включать даже отказ от гендерной принадлежности, раннюю сексуальную жизнь и т.п.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана выделяет понятие нормы и делает это дифференцированно - в соответствии с врожденными свойствами ребенка. Это дает возможность родителям не навредить его развитию и на ранних этапах выявить наиболее эффективные методы воспитания.

Основные тезисы системно-векторной психологии в воспитании детей:

  1. Ребенок не наследует качества родителей и может обладать непохожими на родительские врожденными свойствами.
  2. Основная задача родителя - обеспечить ребенку состояние безопасности и защищенности . В обратном случае развитие ребенка затормаживается, искажается или останавливается.
  3. Подход к воспитанию и обучению ребенка должен соответствовать его врожденным свойствам.
  4. Последствия психических травм, полученных до пубертата, можно облегчить или нивелировать путем системного взаимодействия с ребенком.
  5. Дети - представители следующего поколения, что означает, что врожденный темперамент (сила желания) и потенциал у них значительно выше, чем у родителей.

Ключевым в каждодневном общении с ребенком, его воспитании и развитии является системное мышление взрослых в семье. Особенно это касается матери, так как мать - важнейший человек в жизни ребенка до завершения периода его развития.

В воспитании матерью системное мышление определяется, как понимание бессознательных желаний и мотивов поведения ее ребенка. Результатом этого понимания становится гармоничное отношение с ребенком, решение конфликтных ситуаций, значительные успехи ребенка в детсаду и школе. Следует помнить, что именно мать задает состояние во всей семье и собственному ребенку.

Соответственно с системой векторов каждому вектору свойственны особые жизненные сценарии, ценности и психические свойства. Рассмотрим их ближе.

Дети в России пропадают каждые 10 минут - эта статистика крайне удручает и тревожит. Если верить данным Павла Астахова - уполномоченного п...

Кожный вектор системно-векторной психологии

Квартель пространства, внешняя часть - экстраверт.

Видовая роль: создатель и хранитель пищевых запасов, боковой охотник-алиментатор.

Архетип: ограничение первичных позывов на секс и убийство.

Тип мышления: логический.

Численность: 24%.


Врожденные свойства ребенка:
Подвижный и активный ребенок с кожным вектором не может усидеть на месте. Ему свойственно постоянное движение и поиск всего нового. Тело кожного ребенка пластично, гибко. Кожный покров - сверхчувствителен.Кожный ребенок - любитель танцев и спорта, его движения точные и выверенные. Он скуп на слова и эмоции. Ему свойственны емкие, короткие фразы. Кожный ребенок - непоседливый шалун, требующий постоянного родительского внимания. Обладает хаптильностью, берет без спросу все, что хочет. Его важно научить границам и правилам, научить делиться с другими. Его жизненные ценности системно-векторной психологии Юрия Бурлана определяются следующим образом:

Ребенок с кожным вектором хорошо считает, интересуется окружающими вещами в рамках категории материальных ценностей. Психически такой ребенок очень адаптивен. Изворотлив, может прибегать к хитростям. Очень сообразителен, успевает несколько дел одновременно, все быстро, но в ущерб качеству. Свойственна амбициозность, конкурирующий нрав.

Развитость. Развитый ребенок с кожным вектором вырастает в законодателя, инженера, успешного управленца. Научается подчиняться и подчинять, дисциплинировать себя и других.

Неразвитость. В случае наказаний путем битья у кожного ребенка формируется мазохизм (как сценарий жизни). В неразвитом состоянии человек реализует себя воровоством, также характерные проявления - алкоголизм, проституция.

Ребенка с кожным вектором неободимо приучить к дисциплине и режиму. Важным моментом являются занятия спортом. В ходе воспитания с таким ребенком можно и нужно договариваться о поощрениях за определенное действие. Мальчикам важна материальная стимуляция, девочкам - нематериальная. Самое приемлемое наказание — ограничение в пространстве и во времени. В воспитании такого ребенка требуется адекватное руководство и контроль.

Анальный вектор системно-векторной психологии

Квартель времени, внутренняя часть - интроверт.

Видовая роль: хранитель домашнего очага, тыловик.

Архетип: сбор и передача накопленного опыта во времени.

Тип мышления: системный.

Численность: 20%.


Врожденные свойства:
Ребенок с анальным вектором послушен. В тоже время при неграмотном воспитании - это самый упрямый ребенок. Это медлительный, старательный, последовательный и усидчивый ребенок. Обладает уникальной памятью. У него имеет место сильная зависимость от матери, без нее он беспомощен. Он как никто другой нуждается в ее поддержке и похвале. Такой ребенок обидчив, обижается сильно и надолго.

Старательный ребенок с анальным вектором не умеет спешить, не способен делать несколько дел одновременно. Его не следует подгонять, иначе он «зависает» и вынужден начинать все сначала. В случае стресса имеет проблемы с ЖКТ.

Научив ребёнка с раннего детства легко и быстро просыпаться и делать все привычные утренние дела, родители облегчат его жизнь в школьный и студенчески...

Развитость. Дети с анальным вектором в реализованном состоянии вырастают в настоящих специалистов своего дела. Надежные и заботливые люди.

Неразвитость. Оставшись неразвитым или испытывая фрустрирации, человек с анальным вектором склонен к садизму, насилию. Неудачный первый опыт в разных сферах создает жизненный сценарий «диванного сидельца». В ожидании чуда системно-векторная психология описывает его, сидящим долго и нудно - его обида требует компенсации.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Для ребенка с анальным вектором важно одобрение, и оно должно быть адекватным его усилиям - ни больше, ни меньше. Нельзя прерывать или подгонять его рассказ или действие, срывать ребенка с горшка. Одно из последствий таких действий - заикание. Мать ребенка должна оказывать ему поддержку и внимание, сохранять с ним постоянный теплый контакт.

Уретральный вектор системно-векторной психологии

Квартель времени, внешняя часть - экстраверт.

Видовая роль: ответственность за жизнь живого вещества, расширение жизненного пространства стаи.

Архетип: продолжение живого вещества во времени.

Тип мышления: тактическое, нестандартное.

Численность: рождается 5%.


Врожденные свойства ребенка.
Такой ребенок - сгусток энергии и желания жить. Ему свойственен особый доминантный взгляд, горящие глаза, ему всегда жарко, высокая температура тела. Ребенок с уретральным вектором - заводила среди других детей, окружающих тянет к нему как к магниту. Такой ребенок не воспринимает запретов и ограничений. Он неуправляем и дерзок, не признает авторитетов. В то же время, при правильном подходе это самый ответственный ребенок.

С малого возраста он ведет себя как маленький вождь и не поддается манипулированию и управлению. Он не чувствует ограничений, из-за чего не ощущает и опасности: идет «на отрыв». Это становится причиной высокой смертности по неосторожности среди уретральных детей. Они щедры, легко отдают окружающим «по нехваткам», сами предпочитают все императорско-атрибутивное, как маленькие короли.

Реакция ребенка с уретральным вектором - молниеносная, как умственная, так и телесная. Часто действует на кураже. В случае понижения в ранге реагирует вспышкой гнева. Мышление непредсказуемое. От намеченного не отступается, не умеет проигрывать.
Во время воспитательных родительских мероприятий такой ребенок действует по принципу «что хочу, то и буду делать, а что не хочу, не заставите никак».

Развитость. Развивая свои природные свойства, уретральный ребенок вырастает в человека, способного повести за собой людей. Это вождь, нередко глава группы людей или крупного предприятия, живущий интересами своей стаи. Уретральный человек нуждается в своей стае.

Неразвитость. Если в детстве ребенок с уретральным вектором испытывает насилие или давление, он совершает побег из дома. Битые уретральные дети, ощущая враждебность окружающего мира, становятся предводителями опасных преступных группировок. В случае сверхдавления возможны варианты патологической трусости как жизненного сценария.

С доисторических времён сложилось так, что мужчины вне дома работают больше, кормят семью, поэтому именно перед ними чаще встаёт вопрос, как папе комп...

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Важно делать упор на его ответственность. Не ограничивать, но рекомендовать и направлять. Ключевая фраза при этом: «Если не ты, то кто?». От него не нужно требовать послушания. Его не нужно хвалить, им нужно восхищаться.

Мышечный вектор системно-векторной психологии

Квартель пространства, внутренняя часть - интроверт.

Видовая роль: строитель, воин и охотник.

Архетип: фундаментальная масса живого вещества.

Тип мышления: наглядно-действенное.

Численность: в чистом виде — 38%, всего — 95%.


Врожденные свойства ребенка.
Дети с мышечным вектором ведомые, покладистые. Их несложно воспитывать. Им нравится физический труд. Основные их потребности - базовые - есть, пить, дышать, спать. Ему незнакомы другие желания. Такой ребенок не ощущает себя отдельным «я», он чувствует себя частью коллектива - «мы». И самое болезненное для него будет отделение от этого «мы». Им важно, чтобы у них было все как у всех.

Монотония или ярость - два базовых состояния мышечного человека . В состоянии монотонии он склонен к усердному труду, способен изо дня в день, из года в год выполнять одну и ту же работу. Наиболее важным делом для взрослого мышечника является строительство, любой тяжелый физический труд.

Ребенок с мышечным вектором ведом. У него нет того, что остальные именуют собственным мнением. Такие дети поступают так, как их научили. Если спросить о его личном мнении, он ответит: «как все, так и я». Кем становится мышечный ребенок, зависит от того, кто оказывает на него влияние.

Такие дети обладают наглядно-действенным мышлением, т.е. делают точно также, как им сказали или показали, это нужно учитывать при его обучении. Они не думают о правильности или рациональности этого поступка. Такого ребенка нельзя назвать глупым, у него особое мышление, благодаря которому выполнять так стабильно свою работу может только он.

Развитость. Развитый мышечник - это очень трудолюбивый человек, который строит дома, трудится в шахте, пашет землю. Не имеет высоких запросов к жизни и довольствуется тем, что заработал собственными руками. Такой человек получает осязаемые результаты своей работы для всех, а не только для себя: для «Мы», а не для «Я».

Неразвитость. Неприученный к труду мышечный ребенок вырастает человеком, неумеющим реализовать свою силу в физической работе. Такие люди легко попадают в криминальную деятельность, где и находят применение своей недюжинной силы.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. С ранних лет нужно приучить ребенка с мышечным вектором к физическому труду. Малыш должен помогать родителям, а не слоняться без дела. Важная задача: научить его получать удовольствие от труда. Спорт категорически запрещен для таких детей. Не следует забывать, что окружение мышечного ребенка влияет на формирование его личности, потому важно побеспокоиться об этом. На обучение мышечного ребенку в деревне лучше всего отдать учителю с анальным вектором, в городе - в ПТУ, к руководителю с развитым кожным вектором.

Дождливые дни по нашим субъективным ощущениям тянутся намного длиннее, чем погожие. Особенно трудно приходится детям, которые долгое время вынуждены п...

Зрительный вектор системно-векторной психологии

Квартель информации, внешняя часть - яркий экстраверт.

Видовая роль: самка-воспитательница, дневная охранница стаи.

Архетип: создание культуры — повышение ценности человеческой жизни.

Тип интеллекта: образный.

Численность: 5%.


Врожденные свойства ребенка.
Ребенку с зрительным вектором свойственна высокая впечатлительность, проявляющаяся всплесками эмоций, - смех и слезы достаточно быстро сменяют друг друга. У зрительных детей очень сильный врожденный страх смерти, который в случае неграмотного воспитания формируется в ряд устойчивых страхов и фобий. Первый в этом ряду - страх темноты. Многие из таких детей отказываются спать в темноте. Это обусловлено тем, что зрительный анализатор не обеспечивает безопасность в темноте - не различает угрозу. В случае наличия страхов впечатлительность ребенка может выражаться тревожностью. С неосознаваемыми страхами зрительного вектора связана также причина вегетерианства.

Зрительный ребенок обладает неограниченной фантазией. Он легко «допридумывает» жизненные ситуации, оживляет в своей фантазии неодушевленные предметы и т.п. Одна из задач человека со зрительным вектором - познание окружающего мира. Для этого ему задана особая эрогенная зона - глаза, благодаря которым и познается все видимое. Глаза у таких детей обычно выразительные, большие. Зрительным девочкам свойственно хлопать глазками.

Зрительные дети любят все красивое, очень демонстративны, склонны к кокетству. Важным аспектом для зрительного ребенка является создание эмоциональных связей. На разных уровнях развития эмоциональная связь может создаваться как с неживыми предметами (куклы, игрушки), так и с животными и людьми. Если такой ребенок чувствует недостаточность близкой эмоциональной связи с матерью, у него возникает острая необходимость создать ее с кем-то другим: плюшевым мишкой, домашним животным или выдуманным другом. Здесь есть свои опасности, подробнее об этом на лекциях Юрия Бурлана о зрительном векторе.

Зрительные дети физически слабые, у них слабая иммунная система. Вирусные заболевания они подхватывают первыми.
Такие дети всех жалеют, они не способны на убийство даже букашек. Это они приносят домой брошенных животных. Получив адекватное развитие свойствам зрительного вектора они научаются сопереживать человеку. И потому, став взрослыми, нередко выбирают профессию, связанную с медициной, образованием и другими областями, где они могут реализовать свое стремление помогать людям.

Каждый зрительный ребенок испытывает потребность в наполнении эмоциональной амплитуды. Если родители не научили его состраданию, то эмоции ребенка найдут иной выход. В зависимости от условий окружающей среды это могут быть мимолетные влюбленности, хуже - страхи и истеричность.

Развитость. Развитые зрительные люди - очень искренние, любящие, глубоко чувствующие люди. Им свойственна доброта, любовь, жертвенность. Реализация зрительного человека в современном обществе в Любви к человеку.

Не всё, что творится у малыша в голове, родители могут понять быстро и правильно. Далее описаны 6 тестов, которые помогут определить характер ребёнка...

Неразвитость. Детские страшные сказки, запугивание значительно тормозят развитие зрительного ребенка. Фиксированный на страхе человек поддерживает это состояние и сам себя пугает: выбирая фильмы ужасов, соответствующие книги, ночные походы на кладбище и т.п.

Неразвитые зрительники - первые жертвы гипноза и внушения. Им свойственна приверженность к приметам, гороскопам и предсказаниям, особенно неблагоприятным. Такие люди часто виктимны, т.е. часто становятся жертвами преступлений: не осознавая, они притягивают архетипичных воров, жуликов, насильников и при этом верят, что быть жертвой - их судьба. Системно векторная психология Юрия Бурлана дает все необходимые инструменты, чтобы предотвратить подобный жизненный сценарий.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Зрительного ребенка следует ограждать от всего, что связано со смертью (похорон, прощаний и т.п.), это вызывает в нем стресс. Фиксирование в детстве на таком состоянии мешает повзрослевшему зрительнику перейти из состояния «страх» в состояние «любовь».
Зрительному ребенку необходимо чтение книг, вызывающих сопереживание, ребенку постарше может подойти волонтерская работа с людьми, нуждающимися в помощи.


Звуковой вектор системно-векторной психологии

Квартель информации, внутренняя часть - абсолютный интроверт.

Видовая роль: ночной охранник стаи.

Архетип: поиск обратной связи с первопричиной.

Тип интеллекта: абстрактный.

Численность: 5%


Врожденные свойства ребенка.
Ребенок со звуковым вектором очень рано начинает задавать вопросы о смысле жизни: «Кто мы? Зачем живем? Что такое смерть? Что будет после того, как мы умрем? Что такое космос? Почему я в своем теле, а не в каком-то другом?». Позже эти вопросы могут вытесняться на бессознательный уровень. А во время пубертата они приобретают особенно острое значение. Скука, тоска и даже депрессия - это состояния, возникающие если подросток не находит возможности наполнить желания звукового вектора.

Звуковой ребенок задумчив и малообщителен. Он тихий, предпочитает уединение . Лицо часто амимично и совсем не отражает эмоций. При этом, обманчиво полагать, что их нет. Взгляд отстраненный, направлен в себя. Звуковые дети обладают особо чувствительным слухом, способны различать тончайшие оттенки звуков.

В первую половину дня им обычно свойственны заторможенность и вялость . Они оживают и чувствую прилив сил вечером и ночью. Поэтому ребенок редко высыпается. На первых уроках им особенно сложно сосредоточиться, и тут возникает риск попасть в ряды неуспевающих несмотря на сильный абстрактный ум.

При адекватном развитии такой ребенок выявляет значительные интеллектуальные способности. Ему легко дается изучение математики, физики, языков. Задаваясь вопросом существования бога, он может интересоваться религией и духовными практиками.
Если звуковой вектор подавлен, ребенок становится замкнутым и депрессивным. Не понимая его особенностей, в таком состоянии с ним тем более сложно найти общий язык.

Звуковому ребенку нравится быть в одиночестве, тишине, они не боятся темноты. Если в доме постоянный шум, то такой ребенок может прятаться в наиболее «тихие» места: шкаф, кладовку и т.д.

Звуковики часто высокомерны. Они чувствуют себя умнее всех и выше всех, поэтому его могут считать заносчивым.

Сегодня звуковой ребенок целиком поглощен Интернетом, ночи напролет слушая музыку, читая, размышляя или играя в виртуальные игры.

Развитость. В потенциале звуковой ребенок - гений. Это будущие великие мыслители, физики, писатели, ученые. Выполнение ими их видовой задачи развивает общечеловеческую мысль и возводит человечество на новый уровень жизни.

Неразвитость. Крик и шум воспринимают очень болезненно, это препятствует сосредоточению на окружающем мире. В этом случае контакт с людьми ассоциируется с болью. Результатом этого становится погружение в себя, отстранение от внешнего мира, остановка в развитии ума и психических свойств. Состояние становится очень напряженным, ребенок уходит в депрессии, наркотики, мучается от головных болей. Такие дети наиболее склонны к детскому суициду. Именно дети со звуковым вектором находятся в группе риска возникновения шизофрении и аутизма.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Важным фактором здесь является создание условий тишины и спокойствия, где звуковой ребенок будет ощущать себя комфортно. Звуковых детей нельзя оскорблять: «В кого ж ты такой идиот уродился, лучше бы я тебя не рожала!» Такие унижения со стороны родителей существенно снижают его способность к развитию. Самое главное для него - понимание его свойств и поддержка звуковых интересов ребенка (чтение книг об устройстве мира, познание себя, изучение точных наук и т.д.)


Оральный вектор системно-векторной психологии

Квартель энергии, внешняя часть - экстраверт.

Видовая роль: разделение пищи на съедобную и несъедобную, крик как предупреждение об опасности.

Архетип: индукция — объединение групп людей через создание единых мыслительных и словесных рядов.

Тип интеллекта: Вербальный.

Численность: 5%.


Врожденные свойства ребенка.
Ребенок с оральным вектором - весельчак и болтун, любимец класса. Всегда на подъеме, он вхож в любой детский коллектив. Оральные дети очень рады тому, что идут в детский сад, - они там выговариваются. А говорят они постоянно, без пауз.

Оральник ищет слушателей, первые из которых - родители. Если мать прерывает его речь, желая тишины, то он пытается уместить ту же информацию в более сжатой форме, чтоб успеть высказаться до того, как его прервут, потому начинает шепелявить, говорить несвязно, быстро, проглатывая слова.

Ребенку с оральным вектором свойственна особая чувствительность губ, рта, вкусовых рецепторов ротовой полости. Он любит прикасаться к своим губам, любит поговорить, покричать что есть мочи. Даже во внешности таких детей часто выделяется рот.
Легко говорят неправду. На ходу придумывают всевозможные истории с одной только целью - вызывать интерес к своему говорению, чтобы его слушали. Такие дети не разговаривают сами с собой. В школе они дают окружающим людям меткие клички.

В шесть лет ребенок с оральным вектором начинает материться, но он не ругается матом, он матом говорит. В этом есть часть его природной задачи, связанной с бессознательным сексуальным воспитанием. Если родитель бьет его за это по губам - делает из него заику. Если оральному ребенку не разрешают материться, он пишет такие слова на заборах и в лифтах.

Развитость. Ребенок с развитым оральным вектором вырастает в замечательного оратора, телеведущего, актера, индуцирующего аудиторию. Так же это большой гурман, тонко разбирающийся в пище.

Неразвитость. Неразвитый вербальный интеллект делает из такого человека шута, который не замолкает ни на минуту, даже во время приема пищи. Общаясь с таким человеком, остерегайтесь обмана и оговора.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Ребенка с оральным вектором следует отдавать в кружок ораторского мастерства, это позволит развить вербальный интеллект. Нельзя обрывать его речь и бить по губам.

Обонятельный вектор системно-векторной психологии

Квартель энергии, внутренняя часть, интроверт.

Видовая роль: Стратегический разведчик, советник вождя.

Архетип: выжить во что бы то ни стало.

Тип интеллекта: интуитивный, невербальный.

Численность: менее 1%.


Врожденные свойства ребенка.
Ребенок с обонятельным вектором не выражает эмоций, он меланхоличен. Со стороны может выглядеть вялым, безинициативным. Конституция тела - слабая. Такой ребенок стремится обособиться от окружающих. Крайне избирателен в еде, не переносит ароматную или остро пахнущую пищу.

Скрытный, не желает общаться со сверстниками. Те в свою очередь испытывают к нему неприязнь. Такой ребенок всеми силами противиться всему, что прерывает его состояние меланхолии, и потому под любым предлогом остается дома. Тогда как развитие его свойств требует совершенно обратного.

Разговаривает такой ребенок невнятно, своих целей и мыслей ясно не выражает . Следует помнить, что такому человеку с детства окружающие нестерпимы своим «запахом», потому и отношение к ним складывается у него соответствующее, часто видимое по постоянной гримасе на лице.

Развитость. Развитый человек с обонятельным вектором выполняет свою главную задачу сохранения человеческой стаи на уровне крупных социальных образований - становится политиком, ученым, разведчиком. Успешная финансовая деятельность - одна из областей реализации обонятельника.

Неразвитость. Неразвитые обонятельные дети вырастают в интриганов. Часто оказываются жертвами собственной интриги. Такие люди могут стать серийными маньяками и убийцами, выполняя архетипичную программу устранения некогда опасных для стаи особей.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Родителям, несмотря на все пожелания ребенка остаться дома, следует «выталкивать» его в общество, в социум. Только среди людей он сможить развить свои важные функции. Встреча с трудностями адаптации - это единственный верный способ для его воспитания. Чем более разнообразное будет общество, т.е. чем чаще будет меняться группа сверстников, тем лучше. Губительной для него является гиперопека и сверхзабота родителей. Насильственное кормление такого ребенка (и любого другого!) имеет крайне неблагоприятные последствия.

Системное мышление родителя

Вышеописанные особенности разных психотипов приведены кратко и только относительно отдельных векторов. Современный ребенок часто рождается со свойствами сразу нескольких векторов, что делает его полиморфом и приводит к комплексности психических проявлений в его поведении. Т.е. в разные моменты времени, согласно обстановке, проявляют себя разные вектора. Полиморфность ребенка дает больше возможностей для лучшей адаптации окружающего ландшафта, одновременно усложняя задачу воспитания ребенка.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает четкие рекомендации относительно воспитания и развития любого ребенка. А системное мышление, приобретаемое на тренинге, позволяет ориентироваться в любых ситуациях, возникающих в жизни, а также избегать многих подводных камней на пути становления взрослеющей личности.

Для ознакомления с системно-векторной психологией Вы можете присоединиться к бесплатным онлайн лекциям, которые регулярно проводятся на портале Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Материал взят с сайта http://epsychology.ru/node/2613/.

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Векторная психология что это". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Люди стремятся познать себя и ответить на многие вопросы. Системно-векторная психология помогает увидеть уникальность каждого. Путь по направлению к счастью и удовольствию от жизни становится интереснее. Развивая данные от рождения вектора, человек уверенно двигается в своем предназначении.

Оглавление [Показать]

Системно-векторная психология - что это?

Новый подход в психологии возник недавно и считается молодым направлением современной психологии. Основоположники Ю. Бурлан и В. Толкачев. Системно-векторная психология - это основанная на трудах известных психоаналитиков (З. Фрейд), наука, изучающая объемное представление о человеке и представленная 8 психотипами или векторами.

Системно-векторная психология - 8 векторов

Человеческий организм - сложная система. Люди стремятся к счастью и наслаждению. Стремление к удовольствию выражено в человеке через 8 эрогенных зон, названных Ю. Бурланом: 8 векторов психологии человека. Данное направление психологии стремительно развивается и набирает популярность среди общества. Каждую личность природа одарила всем необходимым для счастливой жизни, но есть особенности, которые являются данностью, определяют внутренний психический мир и не меняются в течение всей жизни – это вектора.

Все люди похожи и не похожи одновременно. Системно-векторная психология помогает увидеть уникальность каждого. Чувствительность каждой из 8 эрогенных зон у всех разная, от выраженности того или иного вектора зависит то, как человек ощущает и реализует себя в жизни. Анальный, уретральный, кожный, мышечный, зрительный, звуковой, оральный, обонятельный – в чистом виде преобладали у древних людей. В настоящее время, у человека психика стала многогранной, но наиболее развиты 3-4 вектора. Если развиты все 8, можно говорить о гениальности и одаренности личности во многих областях.

Системное знание о 8 векторах помогает принимать и понимать окружающих, взаимодействовать с разными людьми на понятном для них языке. Родители, определив приоритетные векторы своего ребенка, помогут развитию его природного потенциала. Негативные жизненные сценарии складываются при неправильном развитии или не развитии того или иного вектора, так как в этом случае, вектор являет себя противоположным образом. Гармонично развитая, сильная личность легко двигается к счастью и наслаждению жизнью.

Мышечный вектор в системно-векторной психологии

Удовлетворение основных базовых потребностей (сон, еда, безопасность, секс) - это мышечный вектор (около 38% от общего количества) – :

  1. Детям с этим типом вектора необходимо прививать трудолюбие, любовь к спорту, поощрять помощь другим.
  2. В подростковом возрасте часто попадают в плохие, криминальные компании, при отсутствии занятости.
  3. Ум активируется во время мышечной работы.
  4. Люди «мышечники»: трудолюбивы, неприхотливы в быту, нуждаются в руководстве.
  5. В прошлом это воины, охотники.
  6. Профессии выбирают связанные с физическими усилиями: рабочие в разных сферах, сталевары, строители.

Уретральный вектор в системно-векторной психологии

Альтруисты, справедливые личности, обладающие мощной сексуальной энергетикой и жизненной силой, очень сообразительные и креативные – это уретральный вектор (всего 5%):

  1. Дети рано взрослеют и наделены высокой ответственностью.
  2. Правильным будет со стороны родителей относиться к ребенку со всей серьезностью и разговаривать как со взрослым, доверять.
  3. Тактическое мышление.
  4. Не признают авторитетов.
  5. Бесстрашные вожди народов в прошлом, командиры батальонов.
  6. Жертвенность во благо других.
  7. Успешные личности, занимающие важные посты в государстве, руководители компаний.

Звуковой вектор в системно-векторной психологии

Люди, которым не интересны материальные вещи - это звуковой вектор (5%):

  1. «Не от мира сего!» - говорят про деток, которых считают чудаковатыми тихонями.
  2. Ночью более активны, любят прислушиваться, а днем, сонные и зевают. Может быть плохая успеваемость.
  3. На таких детей нельзя кричать, им важна тишина.
  4. В них заложена тяга к более высоким материям, духовный поиск себя.
  5. Не находя смыслов в жизни могут погрузиться в тяжелейшую депрессию.
  6. Чувствительные уши позволяют слышать больше и тоньше.
  7. Среди профессий: музыканты, поэты, философы, переводчики, писатели, астрономы.

Системно-векторная психология - оральный вектор

Вербальные интеллектуалы, мыслят говорением – это оральный вектор (5%):

  1. С самого детства любят поговорить.
  2. Дети рассказывают всякие небылицы, фантазируют лишь бы быть в центре внимания.
  3. Жизнерадостны и энергичны, обладают великолепным чувством юмора.
  4. Душа компании. Им нужна аудитория.
  5. Много и разнообразно кушают, любят целоваться.
  6. Сначала говорят, потом думают. Очень активны.
  7. Отрицательной стороной является ложь и клеветничество.
  8. Выбирают профессии связанные с оральной стимуляцией: повара, сомелье, артисты, ораторы, лекторы, актеры.
  9. В прошлом это глашатаи, шуты.

Зрительный вектор в системно-векторной психологии

Самый стремящийся к прекрасному и гармонии – так системно-векторная типовая психология описывает зрительный вектор (5%):

  1. Дети рождаются очень впечатлительными, эмоциональными, их нельзя запугивать. Часто отказываются спать без света.
  2. Врожденный страх смерти.
  3. Люди с данным вектором любят все красивое, модное.
  4. Демонстративны, привлекают внимание к себе разнообразными способами: интересной одеждой, слезами, истериками.
  5. Сострадательны и добры по своей природе, среди них много вегетарианцев.
  6. Профессиональный выбор: врачи, психологи, люди искусства, преподаватели.

Кожный вектор в системно-векторной психологии

Чувствительная кожа – это кожный вектор (24%):

  1. Активные, тяга к постоянному движению.
  2. Детям сложно усидеть на месте, они гиперактивные, обладают хитростью.
  3. Пластичное тело.
  4. Для них важна дисциплина и правильное направление.
  5. Любят занятия спортом.
  6. Не приемлют физических наказаний.
  7. Люди с данным вектором ответственные, амбициозные и блестящие карьеристы.
  8. Не боятся перемен.
  9. Стремятся к лидерству и обладанию материальными ценностями, социальным статусом.
  10. Среди них успешные торговцы, бизнесмены, военные, спортсмены.
  11. Действуют на благо обществу, создают новые технологии.

Обонятельный вектор в системно-векторной психологии

Очень редкий (менее 1%) обонятельный вектор. Задача родителей подвергать ребенка постоянному взаимодействию с социумом, только так он успешно сможет развивать свои природные качества. Данный тип вектора – это «серые» кардиналы:

  1. С детства тяжело реагируют на резкие запахи, брезгливы.
  2. Избирательны в еде.
  3. Конституция тела слабая.
  4. Часто апатичны и вялы.
  5. Меланхолики.
  6. Скрытные люди, малообщительные.
  7. Высокий невербальный интеллект, развитая интуиция.
  8. В буквальном смысле, улавливают чувства и мысли людей.
  9. Среди них успешные финансисты, советники, экономисты и политики.

Анальный вектор в системно-векторной психологии

Самый надежный и устойчивый – так системно векторная психология описывает анальный вектор (20%). Родителям рекомендуется больше хвалить и не торопить таких детей, иначе «уйдут» в невроз, возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом (запоры, поносы):

  1. Медлительные, спокойные и послушные дети. Подолгу сидят на горшке.
  2. Честные, проверенные временем друзья.
  3. Интеллектуалы и перфекционисты, стремятся все сделать идеально.
  4. Высокие профессионалы в любой области.
  5. Консерваторы.
  6. Среди профессий выбирают врачебную или учительскую стезю, любят делиться опытом и знаниями.

Современная психология и психиатрия уже давно не ограничиваются только классическими научными теориями. Споры и дискуссии об истинности и объективности популярных концепций ведутся столетиями, постоянно проводятся психологические исследования, цель которых – прийти к единственному верному итогу. Но помимо этого все чаще появляются новые альтернативные течения, общеизвестные теории видоизменяются, трансформируются учения мировых умов психологии и психиатрии, таких как профессионал психоанализа Зигмунд Фрейд или его не менее известный коллега Карл Густав Юнг. В данной статье речь пойдет именно о подобном новом течении, которое произвело настоящую революцию в российской психологии носит название системно-векторная психология. Вы узнаете, что то это такое, какова основная идея этого направления, а также подробно сможете ознакомиться с каждым из 8 представленных векторов и даже самостоятельно определить свой собственный тип личности.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Идеи системно-векторной психологии

Для начала стоит сказать, что системно-векторная психология не является общепринятым направлением в современных научных кругах. Некоторые особо яростные приверженцы классических идей даже называют данное направление «сетевой псевдонаукой». Но, как и любая другая теория, психологическая концепция восьми векторов не только имеет возможность на существование, она даже успела приобрести свою армию приверженцев. Как сказал основатель системно-векторной теории В. К. Толкачев:

«Вселенная достаточно велика и неисчерпаема, что и позволяет найти в ней подтверждение любой теории».

Системно-векторная психология не возникла с нуля. За основу были взяты теории Зигмунда Фрейда, впоследствии доработанные Владимиром Ганзеном и законченные его учеником Виктором Толкачевым.

В 1908 году увидела мир статья психоаналитика Фрейда «Характер и анальная эротика», в которой психоаналитик делает умозаключение, что особенности характера напрямую связаны с эрогенными зонами человека. Публикация вызвала широкий резонанс, появились многочисленные последователи фрейдистской идеи. Одним из них в конце ХХ века стал Виктор Константинович Толкачев, психолог из Санкт-Петербурга. Он разработал типологию характеров, связанную с такими зонами, как глаза, рот, нос и уши. По словам В. К. Толкачева, на развитие и доработку теории Зигмунда Фрейда его вдохновила книга «Системные описания в психологии» академика Владимира Александровича Ганзена.

Зарождение и развитие учения Виктора Толкачева

В. К. Толкачев разработал целостную психологическую концепцию определения типа личности при помощи векторов. С помощью понятия «вектор» и подробного анализа 8 характерных типов на свет родилась теория под названием «Прикладной системно-векторный психоанализ». Толкачев более 30 лет проводил различные тренинги, семинары и лекции по данному вопросу. Благодаря одному из первых его учеников, Михаилу Бородянскому, был разработан специальный тест, оценивающий индивидуальный потенциал, имеющийся у каждого из векторов, и позволяющий определить личностный тип характера относительно системно–векторной психологии восьми векторов (тест Толкачева – Бородянского). Сейчас много последователей векторной системы, которые продолжают проводить психологические тренинги и семинары. Самым известным интернет-коучем в данной области является Юрий Бурлан.

В чем суть системно-векторной психологии

За время развития психологии, как науки, было разработано множество различных типологий личности. Это и типологии по Юнгу или по Ганнушкину, свою классификацию предлагал Эрих Фромм. Разработаны множественные тесты, определяющие психологический тип индивида, например, тест Сонди или распространенный 16Personalities. По сути, В. К. Толкачев, как и многие его предшественники, предложил свою собственную версию выявления типа личности.

Системно-векторная психология позиционируется не как отрасль классической психологии или определенное течение, а как отдельная наука изучения типологии личности. Вектор – это симбиоз физиологических и психологических качеств, таких как, например, характер, темперамент, здоровье, привычки индивида и другие подобные свойства. По сути, вектором является центр получения удовольствия. Векторы связаны с определенным отверстием на теле человека, являющимся одновременно эрогенной зоной. В каждой личности возможно наличие нескольких векторов (от 1 до 8, на практике самым большим количеством наличествующих векторов является число 5).

Наличием вектора определяется количество и степень человеческих стремлений и потребностей в самореализации, направленной на получение наслаждений. Неспособность реализовать существующий вектор, по мнению разработчиков теории, приводит к депрессии и чувству неудовлетворенности, что делает для человека невозможным достижение внутренней гармонии со своим «Я».

Векторные ступени (квартели) развития личности

Системно-векторная психология выделяет 8 основных векторов в типологии личности. А именно: зрительный, кожный, звуковой, мышечный, оральный, обонятельный, уретральный и анальный векторы. Они располагаются в четырех основных квартелях (ступенях), формирующих жизненный уклад человека.

Принцип расположения векторов:

  • Информационная ступень . Отвечают звуковой (внутренняя часть квартели) и зрительный (внешняя часть) векторы. На этой ступени происходит процесс развития и самопознания личности.
  • Энергетическая ступень . Отвечают оральный (внешняя часть) и обонятельный (внутренняя часть) векторы. Цель этой ступени – предопределить место индивида в социальном строю, построение четкой иерархии.
  • Временная ступень . Отвечают анальный (внутреннее пространство квартели) и уретральный (внешнее пространство) векторы. Временные разделения жизни на этапы: прошлое и будущее. На этой ступени происходит получение и обработка опыта от прошлых поколений, а также стремление к прогрессу и развитию общества.
  • Пространственная ступень . Отвечают мышечный (внутренняя часть) и кожный (внешняя часть пространства квартели) векторы. Ступень, отвечающая за физическую оболочку – трудовая реализации человека, использование физической силы и т.п.

Характеристика векторов

Более детальная векторная характеристика выглядит так:

  1. Кожный вектор . Люди с ярким проявлением данного типа – ярко выраженные экстраверты. Реализуют себя на пространственной ступени. Основным направлением кожников является охрана территорий.
  2. Мышечный вектор . Интроверты. Тип мышления практический и наглядно-действенный. Основное направление – охота, участие в военных действиях.
  3. Анальный вектор . Интроверты с системным мышлением. Характерными занятиями для обладателей анального вектора является охрана домашнего очага, накопление и передача информации от предыдущих поколений.
  4. Уретральный вектор . Стопроцентные экстраверты. Обладают нестандартным мышлением. Прирожденные тактики. Жизненное предназначение людей с выраженным уретральным вектором - быть вождями, главнокомандующими, руководителями.
  5. Зрительный вектор . Экстраверты с образным типом интеллекта. Находятся на информационной ступени развития. Основное направление деятельности: охрана территорий (днем).
  6. Звуковой вектор . Абсолютные интроверты, обладающие абстрактным типом мышления. Деятельность: охрана территорий в темное время суток.
  7. Оральный вектор . Представители этого типа – в основном, экстраверты. Им присущий вербальный метод мышления. Основной род занятий: организация мероприятий (в мирное время), предупреждение об опасности (во время военных действий).
  8. Обонятельный вектор . Интроверты, отличающиеся интуитивным типом мышления, предпочитают невербальные способы передачи информации. Основное направление: разведка, составление стратегий.

Системно-векторная психология разделяет вектора на более важные, так сказать, основные, и те, которые имеют меньшую ценность в развитии личности. Обонятельный, уретральный и звуковой векторы являются главенствующими, они доминируют над остальными векторами. Эти три вектора не перекрываются другими имеющимися, а также не могут быть искоренены внешними социальными факторами, такими как воспитание или общественный строй.

Каждый индивид сам определяет, какие векторы являются основными в психотипе его личности.

Для каждого вектора разработаны даже такие характеристики, как определенные внешние данные, особенности психики, присущие конкретному векторному архетипу. Каждому из восьми векторов присвоена определенная геометрическая форма и цвет.

Также вектора поделены на нижние (уретральный, анальный, мышечный и кожный) и верхние (зрительный, звуковой, обонятельный и оральный). Системно-векторная психология показывает то, что нижние векторы отвечают за либидо, сексуальные желания человека, в то время как верхние ищут сопряжение с духовным миром. Верхние вектора имеются в наличии абсолютно у каждого человека, в отличие от нижних, которыми наделены далеко не все личностные архетипы.

Системно-векторная психология: ее предназначение

Нет ни одного человека, способного отказаться от наслаждения; даже самой религии приходится обосновывать требование отказаться от удовольствий в ближайшее время обещанием несравненно больших и более ценных радостей в потустороннем мире

Зигмунд Фрейд

Для чего же нужна восьми векторная психология? Какая ее функция и польза для человека?

Основной целью векторной психологии является познание себя и получение наслаждений от жизни, используя свои внутренние векторы. Данная система направлена на самопознание индивида, определение его роли в обществе, с целью избежать морального неудовлетворения собой и своей жизнью. Если человек не может реализовать себя в социуме, не знает своих истинных потребностей и желаний, то постоянно ощущение неудовлетворения может привести к депрессивному состоянию.

Системно-векторная психология также направлена на раскрытие сексуальных желаний и потребностей человека. Может применяться в качестве профессионально ориентированных тестов.

Психологическая теория, разработанная Виктором Толкачевым на основе постулатов Фрейда, позволяет открывать тайны подсознания, осознавать, что именно является двигательной силой человека, первопричиной всех его действий и поступков. Польза изучения векторов системно-векторной психологии также в построении коммуникативных связей с окружающими людьми: сотрудниками, родственниками, друзьями. Если два человека обладают одинаковыми векторами, то зачастую это является залогом дружественных отношений. И наоборот – контрастность векторов объясняет несовместимость в парах и неприязнь отдельных личностей друг к другу. Говоря словами невольного основоположника данного учения Зигмунда Фрейда:

Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании

Системно-векторная психология не является доказанной или абсолютно верной. Это всего лишь одна из методологий выявления определенного типа личности. Количество критики опытных специалистов относительно учений В. К. Толкачева доказывает не совершенность данной психологической концепции. Дискуссии и споры не утихают между приверженцами классической психологии и учениками Толкачева. Первые склонны считать векторный подход определения личности сектантским и гипнотически-навязчивым (якобы, тренинги по обучению данной методике проводятся исключительно с коммерческими целями). Вторые же искренне верят в объективность системно-векторной психологии и доказывают ее пользу для отдельных индивидов и человечества в целом. Чтобы подробнее ознакомиться с тезисами и понятиями данного учения, можно просмотреть видео вводных лекций Юрия Бурлуна относительно системы векторов. Только собрав воедино полную картину учения, каждый человек сможет самостоятельно сделать вывод об истинности выдвигаемых идей.

Так же вам может быть интересно:

Системно-векторная психология – новейшее направление в психологии, образовавшееся двенадцать лет назад. Основоположником является психоаналитик Юрий Бурлан , который в настоящее время систематически проводит свои семинары, курсы, тренинги. Интересно, что проходят они, в том числе, и в онлайн-режиме в Интернете, собирая тысячи зрителей и слушателей.

Новейшее направление в психологии или лженаука?

Сам Ю. Бурлан говорит, что его основная задача – сделать человека счастливым, сделать так, чтобы после его тренинга клиенты выходили с главным навыком – умением радоваться жизни и улыбаться, все остальное, по словам психолога, наладится само собой.

Так как основной акцент в этом направлении сделан на бессознательном , а в основу типологии личности положены эрогенные зоны человека, его можно обозначить как ветвь психоанализа . Хотя иногда системно-векторную психологию определяют не просто как отдельное направление в психологии, а как новую широкую область знай, комплексную науку о человеке.

Системно-векторная психология и системный психоанализ – это обширная система психологических знаний о человеке, направление в прикладной психологии.

Ю. Бурлан затрагивает и социологию, и педагогику и даже политику, объясняя свою теорию, он комплексно подходит к пониманию феномена личности, функционирующей в обществе.

Видовая роль и вектор

В системно-векторной психологии человек рассматривается как целостная сложная система в общественной системе, причем система эта не только физическая и психическая, но и социальная. Особую роль в формировании личности Бурлан отводит обществу и инстинкту продолжения рода .

Человек, по словам Ю. Бурлана, это сгусток живого существа, желающего получать удовольствие, наслаждаться. Это желание и стремление к наслаждению в теле выражается через эрогенные зоны.

Общество подталкивает к развитию не только конкретного человека, но и человечество как вид. Когда в далекие времена люди стали собираться вместе и жить группами, чтобы выжить, у человека появились особые свойства и желания. Сегодня мы говорим, что они базировались на двух основных бессознательных потребностях , изначально же, по всей видимости, это были не потребности, а групповые задачи первобытных людей. А потребности-задачи эти:

  • сохранение жизни,
  • продолжение рода.

Так как развитие человека это движение в определенном направлении, у него должен быть вектор, ориентир. Вектором становится главное желание личности. Желание порождает мысль, мысль формирует намерение, а намерение подталкивает к действию, которое оформляет роль человека в обществе, видовую роль .

В первобытной стае у каждого человека была своя определенная видовая роль, обязанность, работа, которую он выполнял ради общего блага.

Человек не может жить в одиночку, он давно объединился и продолжает существовать в единой системе отношений между людьми под названием общество. Природа от рождения наделяет человека всем необходимым (интеллектом, способностями, чувствами, темпераментом и так далее), для того, чтобы он смог стать счастливым, исполнил все свои желания и осуществил видовую роль.

Вместе с развитием общества развивался и человек. Чем общество сложнее, тем более многогранным становится психическое устройство личности. Уже сменилось так много поколений людей, что и желания, и потребности, и поведение, и человеческие взаимоотношения усложнились настолько, что за ними трудно разглядеть те первые, первобытные, но уже сознательные действия в общине, видовую роль.

А между тем эта роль на бессознательном уровне по-прежнему продолжает определять особенности личности и ее социальную направленность.

Современный человек, не осознавая свою роль в обществе (по большому счету свое предназначение), движется в неправильном направлении или вовсе в обратную сторону от счастья.

Роль определяется желанием наслаждаться жизнью. В зависимости от того, какая эрогенная зона является преимущественной для выражения этого желания, выделяется восемь типов личности .

Типы направленности личности

От вектора зависит тип мышления, ценности, приоритеты человека, его сексуальность, психическое состояние, физическое здоровье и степень удовлетворенности жизнью.

Данные от природы векторальные качества нельзя изменить, но нужно развивать их и реализовывать свой внутренний потенциал. Врожденные свойства и качества развиваются, начиная от рождения человека до его полного полового созревания.

Краткое описание восьми векторов , определяющих внутренний мир человека на бессознательном уровне:

  1. Кожный. Видовая роль в первобытном обществе – охотник и охранник территории, функции: запретительная, ограничительная.

Подходящие профессии: спортсмен, инженер, изобретатель, военный, бизнесмен.

Личностные качества: ответственность, рациональность, дисциплинированность, активность, конкурентоспособность, пунктуальность, амбициозность, экономность. Преобладает логическое мышление, не боятся перемен, стремятся к лидерству, успеху, богатству, социальному статусу, хотят добиться высот в карьере. Хорошо ориентируются во времени и пространстве.

К этому типу относятся примерно 24% населения.

  1. Анальный . Видовая роль – хранитель пещеры, очага, «тыловик»; функции: передача накопленного опыта следующим поколениям.

Подходящие профессии: учитель, врач, домохозяйка/семьянин.

Личностные качества: упрямые и принципиальные, но легкоранимые, волевые, старательные, исполнительные, надежные, честные, верные, нерешительные, злопамятные, консервативные. Это интеллектуалы, склонные к перфекционизму, все стремятся сделать идеально, поэтому могут быть высокими профессионалами в любой области. Преобладает аналитическое мышление. У таких людей отличная память.

К этому типу относятся примерно 20% населения.

  1. Мышечный. Видовая роль – воин и охотник, функция: защитная.

Подходящие профессии: рабочий на заводе, строитель, сельхозрабочий и иной представитель рабочего класса, а также военный.

Личностные качества: трудолюбие, исполнительность, неприхотливость, выносливость, простота (основные потребности базовые: еда, сон, секс), миролюбие. Мышление ригидное, наглядно-действенное, ум активизируется только в процессе работы мышц.

К этому типу относятся примерно 38% населения.

  1. Уретральный. Видовая роль – вождь, функции: ответственность за выживание, управление, расширение стаи и ареала ее обитания.

Подходящие профессии: все, связанные с руководством и управлением людьми, вплоть до президента страны.

Личностные качества: врожденный альтруизм, оптимизм, активность, инициативность, бесстрашие, справедливые, милосердие, хитрость, непредсказуемость. Мышление тактическое и креативное.

  1. Зрительный. Видовая роль – дневной охранник, функции: антиубийство, утверждение в обществе ценности человеческой жизни. Когда появились «зрительники», было положено начало человеческой культуре, она начала развиваться.

Подходящие профессии: психолог, врач, учитель, воспитатель, дизайнер, кинорежиссер и иные деятели искусства и культуры.

Личностные качества: доброта, отзывчивость, понимание, сопереживание, влюбчивость, скромность, совестливость, внушаемость, мечтательность, кокетство, эмоциональность. Такие люди фантазеры, мыслят образами.

К этому типу относятся примерно 5% населения.

  1. Звуковой . Видовая роль – ночной охранник стаи, функции: охрана в ночи, обратная связь с первопричиной.

Подходящие профессии: философ, композитор, программист, переводчик, писатель, поэт.

Личностные качества: идеалисты (и желания, в основном, у них нематериальные), рассудительные, сосредоточенные, погруженные в себя, эгоцентричные, безэмоциональные, отчужденные. Мышление абстрактное.

К этому типу относятся примерно 5% населения.

  1. Оральный. Видовая роль – загонщик добычи, глашатай, шут; функции: предупреждение об опасности, призыв к объединению.

Подходящие профессии: повар, певец, комментатор, оратор.

Личностные качества: жизнерадостность, общительность, смешливость, обаяние, чувство юмора. Такие люди склонны лгать и насмехаться. Мыслят когда говорят, то есть их мышление вербальное.

К этому типу относятся примерно 5% населения.

  1. Обонятельный. Видовая роль – разведчик, советник вождя, колдун, «серый кардинал»; функции: стратегическая разведка.

Подходящие профессии: разведчик, политик, финансист.

Личностные качества: меланхоличны, спокойны, интуитивны, беспристрастны, бывают аморальны и коварны. Мыслят такие личности интуитивно, на бессознательном уровне.

К этому типу относятся примерно 1% населения.

Почему нужно знать свой вектор?

В первобытной стае у каждого человека был один, конкретный вектор, так как и общество это было примитивным. Сегодня тип направленности личности обычно складывается из нескольких векторов , в среднем из 3-4 -х. Люди, у которых направленность складывается из семи или даже всех восьми векторов, как правило, бывают выдающимися или гениальными.

Наличие сразу нескольких векторов означает, что у современного человека есть больше возможностей для самореализации и шансов на счастье. Но так уж устроен мир и человек, что зачастую то, что должно быть источником наслаждения, превращается в повод для страданий. От незнания и нежелания многих людей понять себя, система под названием «человек» дает «сбои».

Хотя автор концепции подчеркивает, что чистые типы встречаются очень и очень редко, определив свой доминирующий векторальный тип, можно многое о себе узнать, осознать проблемы и найти пути их решения. Вектор личности всегда направлен на самореализацию и достижение благополучия.

Приятный бонус: если научиться различать типы личностей по вектору, процесс понимания и общения с окружающими людьми облегчится и улучшиться.

Описание восьми векторов – это основы основ системно-векторной психологии и в то же время базовая идея . Если «копнуть» это направление глубже, можно обнаружить что Ю. Бурлан затрагивает и объясняет многие явления внутреннего мира человека и внешние, общества.

Системный психоанализ становится модным в России и на всем постсоветском пространстве. Он уже эффективно применяется не только в психологии, но и в медицине и педагогике. Людей привлекает к этому направлению то особое, системное мышление и мировоззрение, на которое «переключает» человека Ю. Бурлан. Его подход необычен и неоднозначен, но, тем не менее, популярен.

Тест “8 фигур” на определение вектора

Посмотрите на 8 фигур и выберите самую приятную для себя фигуру:

Ждем Вашей оценки

Системно-векторная психология – это продолжение теории Фрейда об этапах развития личности, связанных с двумя центрами удовольствия – оральным и анальным. Авторы этой системы Ю. Бурлан и В. Толкачев продолжили изучение этого направления, предположив, что есть еще 6 других центров получения удовольствия. По их мнению, все стремления человека, связанные с этими центрами, действуют независимо друг от друга во все периоды жизни. Системно-векторная психология включает 8 векторов определения типа личности, среди которых: звуковой, зрительный, кожный, обонятельный, оральный, мышечный, уретральный и анальный.

Системно векторная психология: 8 векторов и их описания

Звуковой вектор представляет закрытый тип личности, сосредоточенный на себе и своих ощущениях. Он бывает высокомерным и заносчивым. В речи звукового типа чаще всего слышится местоимение «Я». Этот тип личности, в отличие от всех остальных не имеет материальных желаний, главное его стремление – познание своего Я.

Зрительный вектор символизирует чувственный тип личности, который постоянно испытывает сильные эмоциональные потрясения. Именно про таких людей говорят «делает из мухи слона». Такой тип личности любит сам себя пугать. Он боится смерти и всего, что связано с ней. Если в детстве состояние «страха» было слишком сильным, то такое мироощущение может сохраниться во взрослой жизни.

Кожный вектор представляет тип личности, который предпочитает экономить. Причем зачастую делает он это непродуманно, из-за чего может потерять очень многое. Стремится к роли лидера, чтобы полностью контролировать ситуацию. Главная черта – скупость.

Обонятельный вектор выражает тип личности, который делит все в окружающем мире на «приятное» и «неприятное». Прислушивается к своей интуиции, не доверяет людям. Старается продумать все возможные варианты, чтобы избежать опасных жизненных течений.

Оральный вектор представляет человека-оратора, который умеет говорить и убеждать, внушает доверие. Он может говорить глупые вещи, коверкать слова или делать ошибки, но благодаря его особенной подаче вокруг него всегда будут слушатели. У этого типа есть яркий минус – он не умеет хранить секреты.

Мышечный вектор характеризует тип личности, который любит монотонную физическую работу для достижения своих целей. Он может довольствоваться малым, если все происходит без перемен. Один из явных минусов – отсутствие мотивации для совершенствования жизненных позиций.

Уретральный вектор – это тип личности, который ничего не требует для себя. Представитель этого вектора не нуждается ни в каких формах владения, потому что не ощущает в этом ничего привлекательного. Он видит себя только в роли вождя. Идейное стремление – вести за собой и отдавать, улучшать, дарить. Среди недостатков: нежелания оглядываться на собственные ошибки и менять свое мнение.

Анальный вектор представляет такой тип личности, которому свойственен излишний консерватизм. Он уверен: все, чтобы было раньше – лучше всех новшеств. Наибольшее удовольствие доставляют старые воспоминания. Занимается накопительством, передачей и сохранением информации из прошлого. Бывает жестоким.

Систе́мно-ве́кторная психоло́гия - направление исследований психологии человека, не пользующееся всеобщим признанием.

История возникновения

Ганзен и Толкачёв выявили восемь типов характера, связав их со слизистыми человека, и ввели понятие «вектор», подразумевающее под собой наличие в человеке тех или иных свойств, данных ему от рождения. Вектора могут присутствовать в человеке в разных комбинациях. Человек обладает определенными присущими ему от рождения свойствами, он выполняет в обществе определенную заданную роль, то есть, согласно концепции, каждый вектор подразумевает выполнение тех или иных функций в обществе.

В. Толкачёв утверждает, что каждый человек может определить свою врожденную роль в обществе, заняв в нем таким образом своё место. Вектора делятся на интровертированые и экстравертированые и вписаны в матрицу Ганзена, описанную им в монографии «Системные описания в психологии». Постулат Ганзена о понятиях пространства, времени, энергии и информации после многолетних поисков был принят за единый общенаучный базис, необходимость и достаточность набора элементов в котором имеет обширное эмпирическое обоснование.

Выделяют следующие восемь векторов: анальный, кожный, уретральный, мышечный, зрительный, звуковой, оральный, обонятельный.

В настоящее время над новыми разработками в системной психологии работает Юрий Бурлан. Системная психология остается на данный момент прогрессивно развиваемым направлением в официальных и неофициальных исследованиях психологии человека.

Критика системно-векторной психологии

По словам критиков, системно-векторная психология не имеет и не может иметь признания в научном мире, так как не является направлением психологии. Психология является наукой, а то, что именуется «Системно-векторной психологией», есть не более чем существующий только в Рунете пceвдoпcиxoлoгичecкий бизнес в виде платных тренингов, который подается как наука и панацея. Почти весь материал данной статьи является дезинформацией, активно продвигаемой в интернете участниками этого бизнеса. При этом не может не удивлять упертый и явно нездоровый характер ведения защиты своего «направления науки» со стороны сторонников СВП.

Сторонники СВП указывают в качестве основы своего учения теорию Фрейда и работы В. А. Ганзена. Так, Фрейд действительно выделяет пять стадий психосексуального развития, каждой из которых он ставит в соответствие активизацию определенной эрогенной зоны, на которых возможны фиксации разной степени. При этом, его теория в настоящее время не имеет большой практической значимости равно как не имеет под собой веских научных оснований. Ганзен же вообще не работал над типологиями характера, и не создавал никакой «системной психологии». Его монография «Системные описания в психологии» не имеет никакого отношения к типологиям характера.

Очевидно что Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований не станет заниматься столь незначительной темой (мало ли в интернете подобных псевдонаучных курсов и прочих явлений, от соционики до «трансерфинга реальности»), так что борьба с данным явлением остается на совести интернет-пользователей.

Примечания

Литература

  • Зигмунд Фрейд . Характер и анальная эротика. Печатается по изданию: Фрейд 3. Психоанализ и учение о характерах. М., Пг.: Госиздат, 1923. Перевод В. А. Белоусова.
  • В. А. Ганзен . Системные описания в психологии. (Издание исправленное и дополненное) Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Ленинградского университета Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. 1984
  • Зигмунд Фрейд и др. . Эротика: психоанализ и учение о характерах. - СПб.: Издательство А.Голода, 2003.

Ссылки

  • А.Ю. Гуляева, психиатр, В.Б.Очирова, психоло «Системно-векторная психология Юрия Бурлана в практике обретения личностной аутентичности психотерапевтическими методами» = Yuri Burlan"s System Vector Psychology in the Practice of Personal Authenticity Aquirement by Psychotherapeutic Methods // сборник материалов Международной научно-практической конференции «The Recent Trends in Science and Technology Management» (Новейшие тенденции в области науки и технологии управления .Свойство «Ссылка/Издание» типа «Страница» со значением «сборник материалов Международной научно-практической конференции «The Recent Trends in Science and Technology Management» (Новейшие тенденции в области науки и технологии управления» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.
  • Л.А. Голдобина, кандидат философских наук «Тенденции развития социально-гуманитарной сферы: системно-векторная психология Юрия Бурлана» // сборник материалов международной научно-практической конференции «Бытие науки и жизнь научного сообщества» (организаторы: Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральское отделение Российского философского общества, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации .Свойство «Ссылка/Издание» типа «Страница» со значением «сборник материалов международной научно-практической конференции «Бытие науки и жизнь научного сообщества» (организаторы: Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральское отделение Российского философского общества, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.
  • В.Б.Очирова, психолог «Развитие ребенка: пути решения проблем на основе методологии системно-векторной психологии Юрия Бурлана» // сборник материалов IX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии» .
  • А.Ю. Гуляева, психиатр, В.Б.Очирова, психолог «Эффективная психотерапия на базе системно-векторной психологии Юрия Бурлана» // сборник материалов XI Международной заочной научно-практической конференции «Инновации в современном мире» .
  • Ольга Чебаевская, филолог, кандидат филологических наук «Проявления менталитета народа в грамматике его языка» // Филологические науки. Вопросы теории и практики .
  • Оюна Очирова, психолог «Инновации в психологии: восьмимерная проекция принципа наслаждения» // сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования» .Свойство «Ссылка/Издание» типа «Страница» со значением «сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования»» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.
  • Оюна Очирова, психолог, Лидия Голдобина, кандидат философских наук «Психология личности: векторы реализации принципа наслаждения» // сборник трудов VII Международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» .
  • Татьяна Довгань, адвокат, Оюна Очирова, психолог «Применение системно-векторной психологии юрия бурлана в криминалистике на примере расследования насильственных преступлений сексуального характера» // сборник материалов XI Международной научно-практической конференции «Законность и правопорядок в современном обществе .
  • Наталья Баскакова, кандидат социологических наук, Оюна Очирова, психолог «Идентификационные ритуалы в современных массмедиа в свете системно-векторной психологии Юрия Бурлана» // сборник Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного общества: вопросы социологии, политологии, философии и истории .Свойство «Ссылка/Издание» типа «Страница» со значением «сборник Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного общества: вопросы социологии, политологии, философии и истории» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.
  • Интервью со специалистами в различных областях: http://gorn.me/
Статьи по теме: