Как промыть клапан egr pilot. Чистка EGR клапанов на дизеле

Основная деталь системы рециркуляции отработанных газов (Exhaust Gas Recirculation). Задача ЕГР состоит в снижении уровня образования оксидов азота , которые являются продуктом деятельности работы двигателя. Для того, чтобы снизить температуру некоторая часть выпускных газов отправляется обратно в двигатель. Клапана устанавливаются как на бензиновые, так и на дизельные двигатели, кроме тех, которые имеют турбину.

С точки зрения экологии система выполняет положительную функцию, ограничивая выработку вредных веществ. Однако зачастую работа ЕГР является источником многочисленных проблем для автомобилистов. Дело в том, что клапан EGR, а также впускной коллектор и рабочие датчики в процессе работы системы покрываются нагаром, что является причиной нестабильной работы двигателя. Поэтому многие владельцы машин прибегают не к чистке или ремонту, а к глушению всей системы.

Где находится клапан EGR

Упомянутое устройство стоит непосредственно на двигателе вашего автомобиля. В различных моделях исполнение и место расположения может быть разным, однако, нужно ориентироваться по местоположению впускного коллектора . Обычно от него идет труба. Также клапан может быть установлен на впускном коллекторе, во всасывающем тракте или на блоке дроссельных заслонок. К примеру:

Клапан EGR на Форд Транзит VI (дизельный) находится в передней части двигателя, справа от масляного щупа

Клапан EGR на Шевроле Лачетти виден сразу же при открытии капота, он расположен за модулем зажигания

Клапан EGR на Опель Астра G находится под правым верхним углом защитной крышки двигателя

Еще несколько примеров:

Клапан EGR на BMW E38

Клапан EGR на Ford Focus

Клапан EGR на Opel Omega

Что такое клапан EGR и виды его конструкций

Через клапан ЕГР во впускной коллектор отправляется некоторое количество отработанных газов. Далее они смешиваются с воздухом и топливом, после чего поступают в цилиндры двигателя вместе с топливной смесью. Количество газов определяется компьютерной программой, заложенной в ЭБУ. Информацию для принятия компьютером решений дают датчики. Обычно это датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик абсолютного давления, расходомер воздуха, датчик положения дроссельной заслонки, датчик температуры воздуха на впускном коллекторе и прочие.

Система и клапан EGR работают не постоянно. Так, они не используются при:

  • холостых оборотах (на прогретом двигателе);
  • холодном двигателе;
  • полностью открытой заслонке.

Первые используемые агрегаты были пневмомеханическими , то есть управлялись при помощи разрежения впускного коллектора. Однако со временем они стали электропневматическим и (стандарты EURO 2 и EURO 3) и полностью электронными (стандарты EURO 4 и EURO 5).

Виды клапанов ЕГР

Если в вашем автомобиле установлена электронная система EGR, то она управляется при помощи ЭБУ. Цифровые клапаны EGR бывают двух видов - с тремя или двумя отверстиями. Они открываются и закрываются при помощи рабочих соленоидов. Аппарат с тремя отверстиями имеет семь уровней рециркуляции, Устройство с двумя - три уровня. Самым совершенным клапаном является тот, уровень открытия которого выполняется при помощи шагового электродвигателя. Он обеспечивает плавное регулирование потока газов. Некоторые современные системы EGR снабжены собственной установкой охлаждения газов. Они позволяют еще больше снизить уровень отработанного оксида азота.

Основные причины неисправности системы и их последствия

Разгерметизация клапана EGR - наиболее распространенная неисправность системы ЕГР. Вследствие этого происходит неконтролируемый во впускной коллектор. Если ваш автомобиль имеет двигатель с , это грозит обеднением топливной смеси. А когда в машине имеется датчик давления воздушного потока - топливная смесь будет переобогащенной, из-за чего давление на впускном коллекторе повысится. Если же двигатель имеет оба упомянутых датчика, то на холостых оборотах он будет получать слишком обогащенную топливную смесь, а при других режимах работы - обедненную.

Загрязнение клапана - вторая часто встречающаяся проблема. Что с ним делать и как чистить мы с вами разберем ниже. Обратите внимание, что малейшая неисправность в работе двигателя теоретически может привести к значительной вероятности загрязнения.

Все неисправности происходят по одной из следующих причин:

  • через клапан проходит слишком много выхлопных газов;
  • через него проходит слишком мало выхлопных газов;
  • произошла разгерметизация корпуса клапана.

Неисправность системы рециркуляции отработавших газов может быть вызвана поломкой следующих частей:

  • наружные патрубки для подвода выхлопных газов;
  • клапан EGR;
  • термоклапан, соединяющий источник разрежения и клапан ЕГР;
  • соленоиды, которые управляются с ЭБУ;
  • преобразователи давления выхлопных газов.

Признаки неисправности клапана EGR

Существует ряд признаков, говорящих о том, что в работе клапана ЕГР наблюдаются проблемы. Основными из них являются:

  • неустойчивая работа двигателя на холостом ходу;
  • частая остановка двигателя;
  • пропуски воспламенения;
  • движение автомобиля рывками;
  • уменьшение разрежения на впускном коллекторе и как следствие работа двигателя на обогащенной топливной смеси;
  • зачастую при серьезной неисправности в работе клапана рециркуляции отработанных газов - электронная система автомобиля сигнализирует лампочкой чека.

При диагностике могут возникать такие коды ошибки как:

  • Р1403 - неисправность клапана рециркуляции отработанных газов;
  • Р0400 - ошибка системы рециркуляции отработанных газов;
  • Р0401 - неэффективность системы рециркуляции выхлопных газов;
  • Р0403 - обрыв проводов внутри управляющего клапана системы рециркуляции отработанных газов;
  • Р0404 - нарушение исправности функционирования управляющего клапана EGR;
  • - слишком бедная топливная смесь.

Как проверить клапан ЕГР?

При проверке необходимо провести осмотр состояния трубок , электрических проводов, разъемов и других компонентов. Если на вашей машине установлен пневматический клапан, можно воспользоваться вакуумным насосом для приведения его в действие. Для детальной диагностики воспользуйтесь электронным оборудованием , которое позволит вам получить код ошибки. При такой проверке нужно знать технические параметры клапана, с тем, чтобы выявить несоответствие полученных и заявленных данных.

Проверка выполняется в такой последовательности:

  1. Отсоединить вакуумные шланги.
  2. Продуть устройство, при этом воздух через него не должен проходить.
  3. Отсоединить разъем от электромагнитного клапана.
  4. С помощью проводов подать питание на аппарат от аккумулятора.
  5. Продуть клапан, при этом воздух должен проходить через него.

Когда проверка показала что агрегат не пригоден для дальнейшей эксплуатации, то требуется покупка и установка нового, но достаточно часто, советуют просто заглушить клапан ЕГР.

Как заглушить клапан ЕГР?

Если в работе системы или клапана EGR начались проблемы, то самым простым и дешевым решением будет ее глушение.

Сразу стоит оговориться, что одного чип-тюнинга недостаточно . То есть, отключение управления клапаном через ЭБУ не решает всех проблем. Этот шаг лишь исключает диагностику системы вследствие чего компьютер не выдает ошибку. Однако сам клапан продолжает работать. Поэтому в дополнение необходимо выполнить механическое исключение его из работы двигателя.

Некоторые автопроизводители вносят в комплектацию машины специальные заглушки для клапана. Как правило, это толстая стальная пластина (толщиной до 3 мм), имеющая форму отверстия девайса. Если же у вас нет такой оригинальной заглушки, можно сделать ее самостоятельно из металла соответствующей толщины.

В результате установки заглушки повышается температура в цилиндрах. А это грозит риском появления трещин ГБЦ.

Далее снимите клапан EGR. В некоторых моделях автомобилей для этого нужно также снять впускной коллектор. Параллельно с этим выполните чистку его каналов от загрязнений. Далее найдите прокладку, которая установлена в месте крепления клапана. После этого вместо нее установите упомянутую выше металлическую заглушку. Ее можно изготовить своими руками или купить в автомагазине.

В процессе сборки в месте крепления штатная прокладка и новая заглушка совмещаются. Стягивать болтами конструкцию необходимо аккуратно, так как зачастую заводские заглушки бывают хрупкими. После этого не забудьте отключить вакуумные шланги и поставить в них заглушки. В завершение процесса необходимо выполнить упомянутый чип-тюнинг, то есть, внести корректировку в прошивку ЭБУ с тем, чтобы компьютер не показывал ошибку.

Как заглушить ЕГР

Глушим ЕГР

К каким результатам приведет глушение системы ЕГР?

Существуют положительные и отрицательные стороны. К положительным относится:

  • в коллекторе не накапливается нагар;
  • повышаются динамические характеристики автомобиля;
  • не нужно менять клапан ЕГР;
  • не такая частая замена масла.

Отрицательные стороны:

  • если в двигателе есть катализатор, то он быстрее выйдет из строя;
  • срабатывает сигнализатор поломки на приборной доске (лампочка “чек”);
  • возможно увеличение расхода топлива;
  • повышенный износ клапанной группы (редко).

Чистка клапана ЕГР

Зачастую восстановить работу системы EGR можно простой чисткой устройства. Чаще других с этим сталкиваются владельцы автомобилей Опель, Шевроле Лачетти, Ниссан, Пежо.

Ресурс работы различных систем EGR составляет 70 - 100 тыс. км.

При чистке пневмоклапана EGR необходимо от нагара очищать седло и шток . При чистке ЕГР с управляющим электроклапаном , как правило, очищается фильтр , защищающий вакуумную систему от загрязнения.

Для чистки вам понадобятся следующие инструменты: рожковые и накидные ключи, два очистителя карбюратора (пенный и в виде спрея), крестовая отвертка, притирочная паста для клапанов.

Чистка клапана ЕГР

После того, как вы нашли где стоит клапан ЕГР, необходимо откинуть клеммы с аккумулятора, а также разъем с него. Далее с помощью ключа откручиваем болты, на которых держится клапан, после чего достаем его. Внутренности устройства нужно замочить промывкой для карбюратора.

Нужно промыть канал в коллекторе с помощью пенного очистителя и трубки. Процедуру необходимо выполнять в течение 5...10 минут. Причем повторить ее до 5 раз (в зависимости от уровня загрязнения). В это время замоченный заранее клапан откис и готов к тому, чтобы его разобрать. Для этого откручиваем болты и выполняем разборку. После чего с помощью притирочной пасты выполняем притирку клапана.

Когда притирка выполнена, необходимо все тщательно вымыть, и накипь, и пасту. Далее нужно все тщательно высушить и собрать. Также обязательно стоит проверить клапан на герметичность . Это производится при помощи керосина, который наливается в одно отделение. В течение 5 минут ждем, чтобы керосин не перетек в другой отсек, или на обратной стороне, не появились намокрения. Если это произошло, значит клапан притерся не герметично. Для устранения неисправности необходимо повторить описанную выше процедуру. Сборка системы выполняется в обратном порядке.

Замена клапана EGR

В некоторых случаях, в частности, при выходе из строя клапана необходимо произвести его замену. Естественно, что на каждой модели автомобиля эта процедура будет иметь свои особенности в силу конструкции, однако же в общих чертах алгоритм будет приблизительно одинаков.

Однако непосредственно перед заменой нужно выполнить несколько операций, в частности, связанных с ЭБУ, сброс информации, чтобы электроника “приняла” новый аппарат и не выдала ошибку. Итак, необходимо выполнить следующие шаги:

  • проверить вакуумные шланги системы рециркуляции отработанных газов;
  • проверить работоспособность датчика ЕГР и всей системы;
  • проверить проходимость магистрали рециркуляции газов;
  • заменить датчик EGR;
  • очистить от нагара шток клапана;
  • снять код неисправностей в ЭБУ и протестировать работу нового устройства.

Что касается непосредственно замены упомянутого устройства, то приведем пример его замены на автомобиле Volkswagen Passat B6. Алгоритм работ будет следующим:

  1. Отсоединить разъем датчика положения тарели клапана.
  2. Ослабить хомуты и снять шланги охлаждения со штуцеров клапана.
  3. Открутить винты (по два с каждой стороны) на крепления металлических трубок, предназначенных для подвода и отвода газов от/к клапану EGR.
  4. Корпус клапана крепится к двигателя с помощью кронштейна с помощью одного силового болта и двух винтов М8. Соответственно, необходимо открутить их, снять старый клапан, установить на его место новый и закрутить винты обратно.
  5. Подключить клапан к системе ЭБУ, а потом с помощью программного обеспечения (оно может быть разным) адаптировать его.

Как видите, процедура несложная, и как правило, на всех машинах она не представляет собой больших сложностей. Если вы обратитесь за помощью на СТО, то там процедура замены стоит на сегодняшний около 4...5 тысяч рублей независимо от марки легкового автомобиля. Что касается цены непосредственно клапана EGR, то она колеблется в пределах 1500...2000 рублей и даже дороже (в зависимости от марки автомобиля).

Признаки неисправности на дизеле

Клапан EGR устанавливают не только на бензиновые, но и на дизельные двигатели (в том числе, турбированные). И самым интересным в данном ключе становится то, что в процессе эксплуатации упомянутого устройства описанные выше проблемы для бензинового мотора для дизеля актуальны в разы сильнее. Для начала необходимо обратиться к отличиям работы устройства на дизелях. Так, здесь клапан открывается на холостом ходу, обеспечивая около 50% чистого воздуха во впускном коллекторе. По мере возрастания количества оборотов он прикрывается и закрывается уже при полной нагрузке на двигатель. Когда мотор работает в режиме прогрева, то клапан также полностью закрыт.

Проблемы связаны в первую очередь с тем, что качество отечественной солярки, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В процессе работы дизельного двигателя происходит загрязнения непосредственно клапана EGR, впускного коллектора, а также установленных в системе датчиков. Следствием этого могут быть один или несколько следующих признаков “болезни”:

  • нестабильная работа двигателя (рывки, плавающие обороты на холостом ходу);
  • потеря динамических характеристик (плохо разгоняется, показывает малую динамику даже на низких передачах);
  • увеличение расхода топлива;
  • снижение мощности;
  • двигатель будет работать более “жестко” (ведь клапан EGR в дизелях как раз и нужен для смягчения эксплуатации мотора).

Естественно, что перечисленные явления могут признаками и других неисправностей, однако все же рекомендуется с помощью компьютерной диагностики проверить упомянутые агрегат. А в случае необходимости почистить, заменить или попросту заглушить его.

Еще один выход - чистка впускного коллектора и всей соответствующей системы (в том числе интеркуллера). Из-за некачественной солярки вся система со временем значительно загрязняется, поэтому описанные неисправности могут результатом именно банального загрязнения, и пропадут после того, как вы произведете соответствующую чистку. Эту процедуру рекомендуется делать не реже, чем раз в два года, а лучше - чаще.

Подробности Автомобили, морской и воздушный транспорт

Клапан рециркуляции отработанных газов (EGR) является важной частью системы циркуляции выхлопных газов автомобиля. Клапаны EGR стали применяться в автомобилях с 1960-х годов, когда автопроизводители начали искать способы увеличения продуктивности автомобильных двигателей, снижая при этом вредные выбросы в атмосферу. Засоренный или неисправный клапан EGR может вызвать отклонения в нормальной работе двигателя, и привести к его неровной работе на холостом ходу или стуку клапанов. Если такое произошло, то клапан EGR необходимо проверить.

Работа клапана EGR заключается в возврате небольшого количества выхлопных газов обратно в камеру сгорания. Когда температура в камере сгорания слишком высокая, то образуются оксиды азота, которые при выбросе в атмосферу образуют смог. Вбрасывание небольшого количества выхлопных газов в систему, понижает температуру в камере сгорания, сокращая тем самым количество образующихся оксидов азота.

Большинство клапанов EGR механические, имеют небольшое открывающееся отверстие, через которое в камеру сгорания поступают выхлопные газы, и которое закрывается, когда в этих газах нет необходимости, и нужно соблюдать пропорцию воздушной смеси в оптимальном для сгорания соотношении. Некоторые модели клапанов не открываются до тех пор, пока не будет достаточного избыточного давления. Это сделано для того, чтобы клапан не срабатывал на холостом ходу двигателя или при его прогреве, когда двигателю нужна повышенная концентрация кислорода для поддержания процесса горения в камере сгорания. Встречаются и электронные клапаны EGR.

Если клапан EGR заклинивает в открытом состоянии, то это вызывает вакуумную течь, что, в свою очередь, ведет к неполному сгоранию воздушно-топливной смеси, неровной работе двигателя, запаздывающей реакции двигателя на работу педали газа, и даже к остановке двигателя. И это очевидно, ведь двигатель не может полностью работать на одних только отработанных газах, ему необходим кислород. Если из-за постоянно открытого клапана EGR камера сгорания заполняется выхлопными газами, то она не будет функционировать должным образом. Для того, чтобы проверить не заклинило ли клапан EGR в открытом положении, попросите кого-нибудь «погазовать» на холостом ходу, пока вы осматриваете заслонку клапана на предмет её заклинивания в открытом положении.

Если же клапан EGR заклинивает в закрытом положении, то количество выхлопов оксида азота в атмосферу резко возрастает и двигатель может издавать детонационный стук. Детонация происходит, когда топливная смесь в камере сгорания вспыхивает до того, как её достиг и сжал до нужного значения поршень, создавая сбой в синхронной работе двигателя. В таком случае, двигатель необходимо прогреть, а затем «погазовать», увеличивая число оборотов, и посмотреть будет ли двигаться заслонка клапана EGR.

В обоих случаях можно обойтись легким ремонтом. Механический клапан EGR может просто засориться, и простая чистка поможет решить проблему. В случае с электронным клапаном, или более сложной проблемы нежели обычный засор, может потребоваться его замена. Клапан EGR довольно дорогая деталь, и нужно точно определиться, может ли он быть отремонтирован или единственный способ решить проблему это его замена. Грамотный механик ответит вам на этот вопрос наверняка.

Неисправный клапан EGR вовсе не означает что автомобиль будет стоять прикованным к стояночному месту, но его эксплуатация приведет к сокращению срока жизни двигателя и повышенному выбросу вредных веществ в атмосферу. Проблема становится особенно актуальной, когда при путешествии за границу, или прохождении ТО, автомобилю необходимо пройти проверку на уровень выхлопа загрязняющих веществ в атмосферу.

Система рециркуляции выхлопных газов на автомобилях появилась относительно недавно, примерно в конце 70-х годов 20-го столетия.

Предназначена она для снижения уровня отработанных газов, улучшения работы двигателя, но по мере засорения элементов система перестает работать эффективно. В системе рециркуляции наиболее часто требуется чистка клапана EGR, так как именно он больше всего подвержен загрязнению. В этой статье будет рассмотрено, как очистить клапан рециркуляции (он же и EGR) на различных марках легковых авто.

Рассмотрим, как прочистить клапан рециркуляции (КР) на модели Chevrolet Lacetti. Этот автомобиль выпускался автопроизводителем GM с 2002 по 2013 год, на машинах для российского рынка устанавливались двигатели 1400, 1600 и 1800 см³, наиболее распространенный ДВС – 1.6 л, 16-клапанный.

Чтобы произвести чистку клапана EGR Лачетти от нагара, механизм необходимо снять. Сначала нужно определить, где это устройство находится. Клапан EGR на двигателе 1.6 л располагается сзади клапанной крышки сверху, ближе к впускному коллектору, рядом с модулями зажигания.

Снимаем КР очень просто:

  • сверху сдергиваем штекер с проводами;
  • откручиваем два винта (болта), которые крепят механизм.

Болты от времени часто прикипают на своих местах и не поддаются. Чтобы стронуть их с места, нужно установить головку с воротком на болтики, и аккуратно через вороток постучать молотком. Если крепеж все равно не поддается, следует повторить операцию, рано или поздно болты все равно стронутся с места. Большого усилия при откручивании применять не следует, крепеж может отломиться, и остатки болтов останутся в корпусе КР.

Сняв и устройство и перевернув его, смотрим, в каком состоянии находятся каналы. Если они закоксованы, используем баллончик для промывки карбюраторов, через трубку впрыскиваем химический состав в имеющиеся отверстия в клапане.

После прочистки КР необходимо продуть сжатым воздухом. Следует отметить, что очищение внутренней полости клапана помогает, если степень засоренности не слишком большая. Если каналы закоксованы полностью, прочистка и промывка уже не спасет, в таком случае следует менять механизм.

Система рециркуляции отработавших газов в основном засоряется из-за некачественного топлива. При выходе КР из строя на панели приборов Фокус 2 лампа Check Engine выдает ошибку, а диагностика определяет код неисправности Р0904. Новый КР, в зависимости от модели двигателя, может стоить очень дорого, особенно на дизелях (более 30 тыс. руб.), поэтому в первую очередь автовладельцы делают чистку клапана EGR Форд Фокус 2. Снимается КР очень легко, здесь обычно никаких проблем не возникает.

На многих моделях двигателей клапана ЕГР имеют несколько другое устройство, чем на автомобилях Chevrolet, но почистить «Фордовский» клапан проще, так как шток механизма выведен наружу.

При очистке штока клапана дизельного ДВС следует учитывать, что детали нельзя освобождать от смолистых отложений с помощью твердых предметов (железной щетки, отвертки, ножа и т. д.). Дополнительно также необходимо почистить посадочное место КР, так как в нем скапливается также копоть и грязь. Очистку клапана можно производить с помощью:

  • аэрозоли для прочистки тормозов;
  • спрея для чистки карбюраторов;
  • средства для ухода за мотоциклетной цепью.

В качестве примера рассмотрим чистку КР на модели чешского легкового авто Skoda Superb 2, это марка выпускается с 2008 года. На автомашине устанавливаются двигатели VAG, практически такие же, как на Ауди или Фольксваген.

На дизеле 2.0 л TDI чистка клапана EGR Superb 2 также производится со снятием дроссельного узла:

После снятия очищаем снятый узел с помощью средства для очистки карбюраторов, для удобства разъединяем клапан ЕГР с дроссельным узлом, нужно открутить два болтика (под внутренний шестигранник на 5).

Часто возникающая проблема рециркуляции выпускных газов на дизельном 2.0-литровом моторе CDI – засорение копотью клапана ЕГР, из-за этого заклинивает шток, и канал, по которому отводятся газы, остается перекрытым.

В основном система рециркуляции забивается в результате использования некачественного дизельного топлива, и если даже мотор работает исправно, чистку КР на автомобиле мерседес W210 E200 CDI рекомендуется проводить не реже чем один раз в 100 тыс. км пробега. При засоренной системе рециркуляции мотор «задыхается»:

  • не развивает обороты;
  • «тупит» при разгоне;
  • при резком нажатии на педаль акселератора из глушителя появляются клубы черного дыма.

Чистку клапана EGR на «двести десятом Мерседесе» выполнить несложно, сам РК доступен, и снимается очень легко.

  1. Шток клапана ЕГР нельзя чистить металлическими предметами, в образовавшиеся поры еще больше забивается сажа, и механизм быстрее выходит из строя.
  2. Если КР и его трубки сильно забиты копотью, скорее всего, в таком же состоянии находится и дроссельная заслонка. Поэтому необходимо произвести чистку не только клапана, но и дроссельного узла.
  3. На дизельных двигателях при чистке системы рециркуляции следует заодно снимать впускной коллектор. Как правило, в нем скапливаются значительные отложения, их тоже необходимо удалять.
  4. При высвечивании на панели приборов ошибки «клапан EGR» необязательно неисправность заключается в засорении системы рециркуляции. Сначала следует провести компьютерную диагностику, чтобы определить точную причину неполадки.

Если клапан ЕГР (EGR) перестает работать правильно, то в вашем автомобиле могут появиться определенные симптомы, которые явно укажут на неисправность системы рециркуляции выхлопных газов. К счастью, чаще всего это не говорит о том, что пришла пора менять клапан. Во многих случаях вы можете все легко исправить самостоятельно.

Рециркуляция отработавших газов в дизельных и бензиновых двигателях


Это может показаться немного странным, что выхлопные газы двигателя не всегда сразу выходят полностью через выхлопную трубу. На самом деле отработанные газы возвращаются в . Этот технический трюк снижает температуру сгорания дизельного топлива, что впоследствии снижает образование вредного оксида азота (NOx). Рециркулируемые выхлопные газы вытесняют свежий воздух во впускном канале, а именно низкий уровень кислорода в выхлопных газах, а затем поглощают часть тепла сгорания в камере сгорания, в результате чего температура горения существенно снижается. В итоге образование вредного оксида азота резко падает.


Этот клапан EGR управляется с помощью вакуума. Когда клапан (внутри) открывается, он освобождает путь для выхлопных газов во впускной канал.

В бензиновых двигателях также используется система рециркуляции выхлопных газов. Здесь возврат отработанных газов в двигатель служит для снижения расхода топлива, поскольку дроссельная заслонка может быть дополнительно открыта за счет давления возвращенными выхлопными газами. Таким образом уменьшаются так называемые потери энергии при открытии дроссельной заслонки, что способствует снижению расхода топлива и, соответственно, приводит к уменьшению уровня вредных веществ в выхлопной системе.

Внутренняя и внешняя рециркуляция отработавших газов

В двигателях внутреннего сгорания (ДВС) есть, как правило, две системы рециркуляции отработанных газов - внутренняя и внешняя. Внутренняя рециркуляция выхлопных газов двигателя не требует дополнительных компонентов, так как реализована конструкцией силового агрегата. Так, во время проектирования двигателей инженеры настраивают время выпуска клапанов таким образом, чтобы они оставались открытыми в начале такта впуска на некоторое время. В итоге часть ранее выпущенных выхлопных газов снова всасывается обратно в камеру сгорания.

При внешней рециркуляции выхлопных газов направляются во впускной канал через внешний трубопровод системы отработавших газов (система ЕГР-EGR). Во многих дизельных и некоторых бензиновых двигателях используется дополнительный охладитель EGR. Этот охладитель охлаждает выхлопные газы с помощью антифриза (охлаждающей жидкости), что существенно понижает температуру отработанных газов, приводя не только к снижению расхода топлива, но и к существенному снижению уровня вредных веществ в выхлопной системе автомобиля (понижается температура горения).

Функция клапана рециркуляции ОГ (отработанных газов)


Когда и в каких количествах направлять отработанные газы во внешнюю систему рециркуляции газов, управляется через клапан рециркуляции отработавших газов - часто его называют клапан рециркуляции ОГ (отработанных газов) - или EGR / ЕГР.

Клапан EGR обычно состоит из тарельчатого клапана или специальной задвижки. Этот клапан выпускает или препятствует движению выхлопных газов к впускному тракту двигателя.

С помощью датчиков, таких как датчик массового расхода воздуха и датчик кислорода (лямбда-зонд), блок управления двигателем рассчитывает идеальное количество рециркуляции отработавших газов и, соответственно, управляет клапаном рециркуляции выхлопных газов (клапаном ЕГР).

Механическое движение устройства клапана ЕГР обычно выполняется электропневматически или электрически с помощью сервомоторчика.

В некоторых автомобилях клапан рециркуляции выхлопных газов оснащен также датчиком положения, который контролирует правильное открытие и закрытие заслонки или толкателя. Кстати, рециркуляция отработавших газов происходит только в области частичной нагрузки двигателя.

Клапан EGR: дефекты и симптомы


Часто клапан ОГ (EGR) покрывается смесью сажи и масла. На фотографии вы можете видеть, как выглядит клапан рециркуляции отработавших газов после тысяч километров эксплуатации автомобиля

Неисправность клапана EGR может проявляться по-разному. Вот признаки, которые могут указывать на неисправность клапана рециркуляции отработанных газов:

- При разгоне автомобиль набирает скорость рывками

- Колебания на холостом ходу

- Потеря мощности двигателя

- Появление на приборной панели значка " " (Чек двигателя - аварийная программа работы двигателя)

- В выхлопных газах повышается уровень оксида азота

- Черный дым из выхлопной трубы

- Повышенный расход топлива

Поскольку клапан EGR с его регулировочным механизмом находится в потоке выхлопных газов, он является наиболее чувствительным компонентом системы рециркуляции отработавших газов. Из-за сажи, содержащейся в выхлопных газах, регулировочный механизм клапана рециркуляции отработанных газов с течением времени может начать работать неправильно - клапан может перестать нормально открываться или закрываться.

Также клапан может загрязниться из-за паров масла из маслоотделителя, которые в сочетании с сажей делают со временем свое злое дело.

В результате неправильной работы клапана ОГ в выхлопной системе может существенно вырасти уровень вредных веществ. Также может появиться отсроченный отклик автомобиля при нажатии педали газа (отклик дроссельной заслонки). В том числе наиболее частый симптом неисправности клапана ОГ - сильная потеря мощности двигателя. Обычно это бывает если клапан не может закрыться должным образом. Вместе с потерей мощности в этом случае в выхлопной трубе может появиться черный дым, который образуется из-за отсутствия необходимой порции свежего воздуха, при полной нагрузке.

Если клапан EGR (ЕГР) застрял при закрытом положении, то, возможно, во время движения автомобиля вы не заметите никаких признаков его неисправности. Но если при этом виде неисправности замерить уровень оксида азота, то вы обнаружите его существенное превышение от нормы.

В том числе загрязненный клапан ОГ (что также неизбежно означает загрязнение в системе впуска двигателя) может приводить к увеличению расхода топлива. Кстати, иногда все эти признаки могут появляться периодически (не постоянно), так как клапан ЕГР может восстанавливать свою функцию самостоятельно. Однако даже временные симптомы не следует игнорировать, поскольку это явно указывает на его неисправность. А это значит, что в ближайшем будущем проблемы с клапаном ОГ будут учащаться и рано или поздно это приведет к выходу клапана из строя.

Из-за клапана ОГ горит "Чек двигателя"


Еще одним признаком неисправности клапана EGR (ЕГР) является появление на приборке ошибки двигателя (Чек двигателя). Правда, появление ошибки двигателя не обязательно связано с датчиком положения клапана рециркуляции отработанных газов, который обычно и обнаруживает в некоторых автомобилях неправильное положение клапана.


Неисправность в работе клапана ОГ могут обнаружить и другие датчики автомобиля, такие как датчики давления или температуры, которые могут передавать блоку управления двигателем противоречивые значения из-за отсутствия выхлопных газов в системе рециркуляции ОГ. В итоге если датчики обнаруживают неисправность в работе двигателя, на комбинации приборов автомобиля загорается контрольная лампа Check Engine (Чек двигателя).

Также в памяти блока управления двигателем записывается код ошибки, который привел к появлению значка "Чек двигателя".

Так, в памяти компьютера при появлении значка "Чек двигателя" из-за неправильной работы клапана отработавших газов может появиться код ошибки, которая означает, например, «Рециркуляция отработавших газов слишком низкая».


В том числе может появиться ошибка, означающая «Утечка в системе впуска». Такая ошибка может появиться, когда клапан застрял в открытом положении. Правда, обратите внимание, что иногда коды ошибок, связанных с отработанными газами, могут означать другие неисправности в работе двигателя, которые не связаны с дефектами клапана EGR.

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным клапаном EGR?


Кратковременных признаков неисправности клапана рециркуляции отработавших газов, как правило, не следует опасаться. Но если из-за работы клапана ОГ на приборке появляется значок "Чек двигателя" и мотор уходит в аварийный режим работы, то вам нужно как можно скорее обратиться в технический центр для компьютерной диагностики, а также получить консультацию автослесаря.

Если в процессе диагностики выясняется, что клапан EGR застрял в открытом положении (распознается обычно потерей мощности при полной нагрузке двигателя), то это приводит к постоянной подаче в систему впуска отработанных газов. В итоге за пределами частичной нагрузки двигателя увеличивается рециркуляция выхлопных газов, что приводит к неправильному впрыску топлива. Таким образом, при полной нагрузке двигателя происходит неполное сгорание топлива. Это в свою очередь приводит к чрезмерному образованию сажи, которая, например, в дизельном двигателе может засорить сажевый фильтр. В худшем случае неисправность клапана EGR, который заклинило в открытом положении, может привести к выходу из строя турбонагнетателя (турбины).

Причины неисправного клапана рециркуляции ОГ


В случае загрязнения клапана EGR (ЕГР) наиболее частой неисправностью является застревание механизма клапана в открытом или закрытом положении. И это вполне естественный процесс. Ведь механизм клапана ОГ расположен в нефильтрованном потоке выхлопных газов. Это неизбежно рано или поздно приведет к его выходу из строя. Обычно клапан отработавших газов имеет достаточно большой ресурс. Особенно это касается старых автомобилей. Но в более современных авто клапан EGR выходит из строя намного быстрее. Например, в прошлом на автомобилях клапан ОГ мог работать десятилетиями и спокойно прослужить минимум 200 000 километров. Но современные автомобили получили новое программное обеспечение, которое настроено на более низкие уровни вредных веществ в выхлопной системе (в связи с новыми ужесточившимися экологическими нормами, принятыми недавно ЕС).

В итоге программное обеспечение в новых автомобилях способствует ускорению рециркуляции отработавших газов. Это делается для снижения выбросов оксида азота. Так что в современных автомобилях ресурс клапана ОГ стал существенно меньше, чем в старых авто.

Кроме того к неисправности в работе клапана EGR могут привести неисправные контакты штепселя электрической линии. Также иногда причиной неправильной работы клапана ОГ может стать повреждение внешней линии рециркуляции выхлопных газов. Так, труба системы рециркуляции ОГ может повредиться. Например, в ней могут появиться трещины. В том числе могут повредиться резиновые уплотнения, которые приведут к утечке отработанных газов. В итоге система рециркуляции отработавших газов начнет работать неправильно.


Еще одна частая неисправность клапана ОГ связана с потерей масла в области головки блока двигателя. В этом случае пары масла, возникающие в результате горения, могут привести к загрязнению клапана EGR.

В этом случае очистка старого загрязненного клапана ОГ или его замена на новый целесообразна только в том случае, если причина появления паров масла была устранена. Не стоит забывать и о вакуумных шлангах, которые в случае их повреждения могут привести к неправильной работе клапана отработанных газов. Дело в том, что из-за повреждения шлангов будет происходить утечка вакуума, что приведет к помехе при открывании клапана EGR.

И наконец, неисправность работы клапана ОГ может быть вызвана сломанным датчиком массового расхода воздуха.

Очистка клапана рециркуляции ОГ


Если есть подозрение на неисправность клапана рециркуляции отработанных газов, его следует проверить в первую очередь на возможное загрязнение. Если внутри клапана будут обнаружены тяжелые отложения сажи, то это явно указывает на возможную причину неправильной работы клапана EGR (ЕГР). К счастью, в большинстве случаев вы можете очистить клапан, вернув ему работоспособность.


Перед вами клапан ЕГР на Lexus IS 220d. Чтобы добраться до клапана ОГ для очистки достаточно снять декоративную крышку сверху двигателя

ЕGR — система рециркуляции отработавших газов . Из названия понятно что при своей работе данная система возвращает часть отработавших газов из выпускного во впускной коллектор. Основная задача системы — снижении токсичности выхлопа в
режимах прогрева и резкого ускорения двигателя, который на данных режимах работает на обогащённой топливной смеси.
Из чего состоит клапан EGR?

1) основная часть — клапан EGR. Обеспечивает перепускание газов из выпускного во впускной коллектор. По причине постоянного контакта с раскалёнными газами — наименее живучая часть системы. Основная, она-же и самая главная неисправность — негерметичность. В разных модификациях системы EGR может управляться как электрически (большая часть автомобилей GM) так и пневматически (основная масса автомобилей) .
2) соленоид EGR. Применяется в системах с пневматическим управлением клапаном.

Неисправность клапана EGR.

Основная неисправность та-же что и для клапана — негерметичность и на работе двигателя сказывается одинаково так-как в результате мы тоже получаем открытый клапан EGR.
датчик положения штока клапана EGR / датчик степени открытия клапана EGR.
Случается что ломаются, но кроме загоревшейся лампы неисправности двигателя никаких неприятных последствий не наблюдается.

Симптомы неисправности клапана EGR.

И во всех случаях из-за снижения количества кислорода в поступающем в двигатель воздухе, нарушается горение топливной смеси в цилиндрах двигателя. В общем зависимость очень сложная и по этому неисправность системы EGR на разных моделях автомобилей проявляется по разному. Большое значение имеет количество поступающих во впускной коллектор отработавших газов (т.е. величина открытия клапана EGR), общее состояние двигателя (износ свечей зажигания, проблемы топливного насоса или забитость топливных форсунок…), частота вращения и нагрузка на двигатель.

Почему падает мощность в неисправным EGR?

Дело в том, что любой блок управления двигателем имеет программу по которой он стремится стабилизировать частоту оборотов холостого хода и состав топливной смеси. Причём величина регулирования степени открытия/закрытия исполнительного
механизма системы регулирования оборотов холостого хода и длительность времени впрыска имеют вполне понятные пределы. Когда блоку управления удаётся стабилизировать холостой ход, на переходных режимах он не справится с необходимой коррекцией состава смеси, так-как нажатие на педаль акселератора приведёт к возрастанию давления в выпускном коллекторе и увеличению количества поступающих во впускной коллектор отработавших газов, которые не содержат необходимого для горения кислорода. На данном этапе всё это будет ухудшать разгонную динамику автомобиля, возможно появление провалов и рывков при
движении. Но дальше картина неисправности будет меняться. Дело в том, что раскалённые газы взаимодействуя с масляным туманом во впускном коллекторе (если Вы забыли откуда он там берётся я напомню о системе вентиляции картера, клапане PCV ,…), приведут к усилению нагарообразования на внутренних частях коллектора, отложению нагара на впускных клапанах повышенному загрязнению наружных частей распылителей топливных форсунок и появлению копоти на изоляторах свечей зажигания. Всё это скажется на пусковых характеристиках двигателя и нестабильных оборотах холостого хода, причём возможно как дёрганье и пропуски зажигания, так и плавание оборотов. При резком нажатии на газ возможно появление вспышек во впускном коллекторе.

Что с этим делать?
Соленоид EGR (при его наличии). Как правило содержит маленький фильтр для защиты вакуумной системы от попадания в неё грязи. Именно этот фильтр
необходимо очистить.
Ну вот и весь список элементов нуждающихся в периодическом техническом обслуживании. Кстати именно такое обслуживание способно вернуть к жизни многие системы. Многие — но не все.
Можно ли отключить систему и нормализовать работу двигателя? Можно, вполне достаточно вырезать из тонкой жести прокладку под клапан EGR не прорезая
отверстия для прохода газов.

Что Мы предлагаем?

Прежде чем приговаривать к замена достаточно дорогостоящий клапан ЕГР, необходимо убедится, что неисправность состоит именно в нём и замена клапана исправит проблемы. Есть несколько достаточно эффективных способов проверки работоспособности клапана. Таким образом мы можем достоверно убедится, что клапан неисправен. Если клапана нет в наличии в автозапчастях возможно установить заглушку на входное отверстие клапана, но долгое время ездить с заглушкой ЕГР нельзя это приведет к значительном увеличению температуры рабочей смеси, что может повлечь за собой прогорание клапанов. Что приведет к необходимости переборки двигателя.

Когда чистить клапан EGR?

Наиболее уязвимым считается клапан ЕГР, установленный на дизельном двигателе. Условия работы дизельного двигателя таковы, что на клапане скапливается большое количество сажи, сто не позволяет нормально закрываться. Повышенные зазоры в клапане приводят к значительной потери мощности двигателя. Чистить клапан EGR мы рекомендуем каждое ТО, это избавит Вас от неожиданных сюрпризов от двигателя. Обращайтесь!!!

Статьи по теме: