Что Делает Человека Человеком? Пример эссе по обществознанию: Что делает человека человеком? Делает человека человеком обществознание.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Если мы мысленно посмотрим на пройденный им путь, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике, формах общения и в окружающей среде.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: ОСНОВНАЯ ТЕОРИЯ «Происхождение человека и половой отбор» ЧЕЛОВЕК ПРОИЗОШЕЛ ОТ ОБЕЗЬЯНЫ XIX ВЕК ЧАРЛЬЗ ДАРВИН «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» , ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС ТРУД СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА концепция биосоциальной природы человека

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: КАК ИЗУЧАЮТ? устанавливаются недостающие звенья исследуются генетические механизмы изучаются орудия труда, «следы жизни» древних людей Антропогенез (процесс выделения человека из мира животных) Антропо социо генез Социогенез (процесс становления общества)

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА но ас Кр Саудовская Аравия Эфиопия ре о е м. Прародиной человечества считается Африка. Судан н Кения й и ск ий нд И Танзания а ке о

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид дриопитек период характеристика 14- 20 млн лет назад Общий предок человека и человекообразных обезьян

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид рамапитек период характеристика 10- 14 млн лет назад существа, устойчиво перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид австралопитек период характеристика 5- 8 млн лет назад использовали частично обработанные орудия или найденные в природе

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид период Homo habilis – Человек умелый около 2 млн лет назад характеристика

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид Homo erectus - Человек прямоходящий период характеристика 1- 1, 3 млн лет назад умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, что позволило ему перейти к вареной пище, возможно обладал речью

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид период характеристика Homo sapiens – Человек разумный Подвид-кроманьонц 150- 200 тыс. лет назад 40- 50 тыс. лет назад Мог организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ степень солнечной активности периодическая смена магнитных полюсов Земли ионизирующая радиация космического происхождения интенсивное движение литосферных плит, разломов и трещин земной коры климатические изменения изменение структуры и строения мозга ЭТО ПРИВЕЛО К…

К БИОЛОГИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ начинали предпочитать мясо растительной пище освобождение от слепой власти животных инстинктов вынашивание плода

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА Русский философ Н. А. Бердяев - «человек есть принципиальная новизна в ПРИРОДЕ» Немецкий философ И. Гердер – « человек - вольноотпущенник ПРИРОДЫ» Человек – существо биосоциальное

ЧЕЛОВЕК - БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА Ч Биологическое Социальное начало инстинкты деятельность биологическая общение Психическое программа развития мышление начало анатомия, речь внутренний мир физиология человека € к высшим характер млекопитающим эмоциональная сфера Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда

ЧЕЛОВЕК - БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности, как человеческий род Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества.

ЧЕЛОВЕК - БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА Отличие человека от животных Животное Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить Человек Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью

Каждый человек способен сам выбирать себе жизненный путь. Любой шаг – выбор внутреннего спора между добром и злом, высоким чувством и низменными помыслами. Рассмотрим, что делает человека человеком — кратко? Любовь к жизни и окружающей среде, слияние с обществом с чистыми помыслами и разумом. Каждый человек рождается человеком, а вот жизненные принципы и его умение адаптироваться в любой ситуации, наряду с другими факторами создают в человеке нравственность, один из главных критериев в жизни общественного существа.

Как человек становится человеком?

Наедине со своим мышлением, человек сам воспитывает и формирует в себе те качества, которые делают человека человеком. Что для этого нужно, прежде всего:

  • любить и творить;
  • прощать и верить
  • уважать и защищать ближних;
  • уметь благодарить и быть благодарным;
  • быть ответственным и справедливым;
  • быть честным и совестливым.

Это, пожалуй, самые важные преимущества в развитии и самовоспитании человека. Также можно отнести и мудрость, но она приходит к человеку с годами. Кроме всего каждый человек первоначально способен:

  • обладать мышлением, разумом, членораздельной речью и сознанием;
  • к сознательной целенаправленной деятельности;
  • моделировать свое поведение;
  • выражать ценностное отношение к действительности;
  • предвидеть дальнейшие последствия своих действий;
  • удовлетворять потребности и духовные и материальные.

Каждому человеку присуще развивать в себе человеческие ценности и качества в процессе общения с себе подобными.

Каждый человек имеет право на выражение своих эмоций и чувств, именно эти качества дополняют полный образ человека. Помимо всего прочего необходимо иметь семью, ради которой человек готов творить и совершать все начинания.

Самыми простейшими требованиями к человеку является поддержка в чистоте внешнего вида и создании в своей жизни комфортных условий на протяжении своего жизненного пути. Человек должен быть готовым прийти на помощь любому, нуждающемуся, попавшему в беду или сложную ситуацию. Он должен прививать себе и своим детям такие качества как доброта, искренность, сострадание и отзывчивость.

  • Это интересно —

Что касается современных детей, они, обретая зрелость, лишь тогда становятся человеком, когда «впитывают» в себя опыт отцов. Это важно для нового поколения — это их жизненный пример. Они должны чувствовать обязанность самим сохранять и обогащать, передавать детям все, что им оставило старшее поколение, вплоть до благодарной памяти. Бесконечная наследственность поколений, скрепленных между собой духовным родством, мужественной готовностью к самоотречению ради тех, кто будет жить на земле, и есть та сила, которая делает человека человеком.

Чаще всего учащимся приходится писать эссе именно по этому предмету. На досуге написал эссе по обществознанию, может кому-то этот пример будет полезен.

Эссе по обществознанию:

По мнению Л.Фейербаха, человек является частью природы, биологическим, чувственно-телесным существом. Нельзя не согласиться с его мнением. Человек, процесс развития которого — антропогенез начался более 2 млн. лет назад, действительно соединяет в себе биологическое и духовное начало.

Существуют различные теории его появления. Наибольшее количество приверженцев имеет эволюционная. В соответствии с этой теорией, развитой естествоиспытателем Ч.Дарвином, современные люди происходят от человекообразных обезьян. Некоторые придерживаются мнения, что жизнь попала на планету из космоса. По теологической теории человек был создан Богом, а основой для этого стал прах земной. После его появления начинается антропогенез.

Этот процесс объединяет в себе становление социума и человека как индивида и личности. Все эти понятия характеризуют его с разных позиций, но доказывают сочетание в нем природных и духовных черт. Человек – биологическое существо, прежде всего, потому что является частью природы. Кроме того, он обладает инстинктами, низменными потребностями. Продуктами деятельности природы в организме человека считаются тело и мозг. Все эти характеристики подтверждают мысль Фейербаха о биологических чертах.

Как духовное существо человека характеризует наличие возможности подавлять и управлять инстинктами. Многие качества, такие как умение общаться, речь, мышление и ряд других навыков появляются только среди людей. Человек не представляет себя вне общества. Об этом свидетельствует понятие Н.М.Карамзина личность. Оно включает в себя определение человека как общественного существа. Иными словами, личность формируется только в обществе и там же функционирует наиболее эффективно. Не случайно люди, выросшие вне социума среди животных, качественно отличаются от индивидов, воспитывавшихся среди себе подобных.

Способность контролироваться инстинкты – наиболее яркий аргумент, подтверждающий, что человек – существо чувственно-телесное. Социальные нормы, воспитание, мораль – все это не позволяет индивидам поступать, ориентируясь исключительно на свои желания. Важную роль в поступках людей играют чувства. Доказательством этого является поведение людей в сложных ситуациях. Милосердие к раненым, сострадание, например, становилось сильнее чувства самосохранения у медицинских сестер, которые под пулями спасали солдат во время Великой Отечественной войны.

В заключение стоит отметить, что Фейербах абсолютно прав, характеризуя человека как одновременно природное и чувственно-телесное существо. От рождения обладая исключительно биологическими чертами, индивид в процессе социализации становится личностью, в чем проявляется его духовное начало.


Отличие человека от других живых существ Что такое человек и чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Например древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек-это двуногое животное без перьев». А Блез Паскаль высказался так: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».


Что же всё таки отличает людей от животных? Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное. Лишь в обществе, в общение между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык(речь), способность мыслить и др. Каждый родившейся ребёнок становиться человеком только в обществе. Детёныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно, а что нельзя.



Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные.



Но, будучи социальным существом, человек не престаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Человек чудесное создание природы. Он имеет многие биологические потребности и нуждается в определённой тепловой среде. Наше тело, кровь, мозг принадлежат природе. Следовательно, человек - ещё и существо биологическое. Социальное и биологическое слиты в человеке воедино. В человеке биологическое и социальное начала органически связаны между собой, и только в таком единстве существует человек. Это неразрывное единство позволяет сказать: человек-существо биосоциальное.


Мышление и речь Наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животных является способность мыслить. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животные, а преобразует мир. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Следовательно, деятельность человека имеет творческий характер: он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а потом практическими действиями.




Потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов. Постепенно развивалась человеческая речь, помогавшая людям обмениваться мыслями. Между мышлением и языком существует тесная связь. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя отделить от языка.


Как человек реализует себя? Вероятно, каждый человек хотел бы, что бы жизнь его не прошла напрасно. Когда человек уходит из жизни, на надгробии пишут: родился в таком-то году, у мер в таком-то. Между двумя датами – чёрточка. Что за этой чёрточкой? Пил, ел, ходил- и всё? Или оставил после себя добрую память? Что же остаётся людям?


Созданное творчеством поэта- его стихи, поэмы, повести. Садовники- парки и сады. Учителя и врачи- умное и здоровое поколение. Однако философы заметили: человеку свойственно желание чем-то выделиться, стать знаменитым. О такое желание часто принимает уродливую форму. Сейчас же в нашей жизни всё большее внимание уделяется приобретению материальных благ.


Но очень часто, люди как бы обложив себя со всех сторон материальными благами забывают про свои собственные возможности. Способности, дарования человека проявляются и развиваются только в процессе деятельности. Пока ребёнок маленький он играет, а ведь в игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества. Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. Наряду с учёбой появляется и трудовая деятельность.



  • Чем человек отличается от других живых существ?
  • Каким образом проявляются человеческие качества?

Отличие человека от других живых существ . Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек - это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Что отличает людей от животных? Есть, например, признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных?

Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает «общественный»). (Вспомните из курсов истории и биологии, что вам известно о происхождении человека.) Итак, человек - это существо общественное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое не приспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться.

Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные.

Но, будучи общественным (социальным) существом, человек не перестает быть существом природы. Природа создала тело человека. Бестелесны только призраки в страшных сказках. Результатом длительного развития природы является человеческий мозг. Человек - чудесное создание природы. Он имеет многие биологические потребности: дышать, питаться, спать; он нуждается в определенной тепловой среде. Наше тело, кровь, мозг принадлежат природе. Следовательно, человек - существо биологическое. Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов в человеческом организме.

Социальное и биологическое слиты в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук - все это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребенок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения. Значит, в человеке биологическое и социальное начала органически связаны между собой, и только в таком единстве существует человек. Это неразрывное единство позволяет сказать: человек - существо биосоциальное.

Мышление и речь. Наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животных является способность мыслить. Мыслительная деятельность развивалась вместе с развитием мозга. Даже самое высокоорганизованное современное животное - человекообразная обезьяна - не имеет столь высокоразвитого мозга. Попытки научить обезьяну мыслить, подобно человеку, путем многолетних занятий с ней не увенчались успехом.

Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создает то, что природа не производит. Ведь природа не строит машины, дома, железные дороги. А человек, преобразуя природные материалы, творит новые предметы с необходимыми ему качествами. Для этого он использует накопленные знания. Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений. Но для создания техники, транспорта, средств связи необходима не только способность накапливать знания, но и способность с помощью этих знаний создавать мысленные модели тех предметов, которые нужны человеку и которые он хочет сделать, произвести. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетет сеть паутины, пчела строит соты. Но этому их никто не учит, в них срабатывает врожденный инстинкт. И ничего более серьезного, сложного ни один из названных (как, впрочем, и других) представителей живой природы делать не может. К. Маркс писал, что «самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». Следовательно, деятельность человека имеет творческий характер: он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а затем практическими действиями.

Потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов (т. е. языка). Постепенно развивалась человеческая речь, помогавшая людям обмениваться мыслями. Можно, конечно, передавать какие-то сигналы друг другу и с помощью жестов (например, мы киваем головой в знак согласия), рисунков, чертежей и других знаков. Однако словесный язык - самое развитое, универсальное (всеобщее) средство выражения мысли. Когда человек читает книгу, он приобщается к самым высоким достижениям человеческой мысли, получает глубокие знания, воспринимает выраженные словом чувства автора. Когда человек думает что-либо про себя, это сопровождается внутренним «немым разговором» - незаметными движениями мышц языка в полости рта. Таким образом, кроме письменной и устной речи, бывает еще и внутренняя речь, беззвучная, не видимая и не слышимая другими.

Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.

Обезьяны, которых пытались путем специальных занятий научить говорить, оказались неспособными овладеть речью. И не только потому, что голосовой аппарат человека формировался миллионы лет, но и потому, что высокоорганизованный мозг, способный мыслить, тоже является результатом длительного исторического развития.

Как человек реализует себя? Вероятно, каждый человек хотел бы, чтобы жизнь его не прошла напрасно. Когда человек уходит из жизни, на надгробии пишут: родился в таком-то году, умер в таком-то. Между двумя датами - черточка. Что стоит за этой черточкой? Пил, ел, ходил по земле - и все? Или оставил после себя добрую память?

Вспомним А. С. Пушкина: «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит...» Что остается людям? Созданное творчеством поэта - его стихи, поэмы, повести. Архитекторы и строители оставляют людям города и села, ученые и писатели - книги, садовники - парки и сады. Но не всем же быть строителями и садовниками, скажете вы. И верно. Однако философы заметили: человеку свойственно желание чем-то выделиться, чем-то отличиться, стать замеченным, известным, заслужить признание, которое сохранилось бы и после того, как он уйдет из жизни. Однако такое желание иногда принимает уродливую форму. Так, грек из города Эфеса Герострат в IV в. до н. э., чтобы обессмертить свое имя, сжег храм Артемиды - одно из семи чудес света.

Сейчас в нашей жизни все большее внимание уделяется приобретению материальных благ. Обладание вещами само по себе не характеризует человека: тот, кто имеет вещи, может быть и достойным и ничтожным человеком. Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм (1900-1980) писал: «...Большинство людей считает, что отказаться от своей ориентации на обладание слишком трудно: любая попытка сделать это вызывает у них сильное беспокойство, будто они лишились всего, что давало им ощущение безопасности, будто их, не умеюших плавать, бросили в пучину волн. Им невдомек, что, отбросив костыль, которым служит для них их собственность, они начнут полагаться на свои собственные силы и ходить на собственных ногах». Как это понимать? Человек, как считает Э. Фромм, должен быть активным. А это значит «дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми - хотя и в разной степени - наделен каждый человек».

Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Ребенок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в летчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребенка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней* шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учебой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека - профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремленности, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы - все это плоды производственной деятельности. «Русская Правда», Судебник 1497 г., другие законодательные акты - результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства - следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г.-результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева - продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников - воплощение художественной деятельности.

В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.

Жизненные цели могут быть самые разные: кто-то хочет посвятить свою жизнь науке, кто-то - бизнесу, иной видит себя военным или мечтает иметь большую семью и воспитывать детей. При этом важно, чтобы цели каждого не расходились с интересами общества. Поэтому, например, не случайно в наше время большую озабоченность повсюду вызывает деятельность хакеров - компьютерщиков, проникающих в чужие информационные системы с целью овладения информацией или введения в них ложных данных.

Осуществление жизненных целей - самореализация - требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности, человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

И мы надеемся, что вы разделяете мысли, высказанные Антоном Павловичем Чеховым: «...хочется жить независимо от будущих поколений, и не только для них. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благоразумную роль, хочется делать историю, чтобы те же поколения не имели права сказать про каждого из нас: то было ничтожество или еще хуже того...».

Подведем итог. Каковы же отличия человека от животных? Во-первых, человек способен производить орудия труда, использовать их. Во-вторых, он обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью. В-третьих, человек способен к целенаправленной творческой деятельности.

Человек - биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле.

    Основные понятия

  • Человек, самореализация.

    Термины

  • Социальное, биологическое, мышление, речь.

Вопросы для самопроверки

  1. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?
  2. Какие свойства человека являются биологическими?
  3. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?
  4. В чем проявляется творческий характер деятельности человека?
  5. В чем заключается взаимосвязь между мышлением и речью?
  6. Как проявляются способности человека?
  7. Что такое самореализация человека?
  8. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

Задания

  1. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясните, чем деятельность человека отличается от действий бобра.
  2. Паук искусно плетет паутину - сеть, с помощью которой добывает пищу. Человек добывает рыбу с помощью рыболовной сети. Он использует сеть в решете, в ракетке для тенниса и бадминтона. Тюлевая занавеска на окне, сделанная человеком, тоже представляет собой сеть. Подумайте, чем производство сетей человеком отличается от плетения паутины пауком.
  3. Прочитайте стихотворение и выскажите ваше отношение к словам автора.

      Для человека мысль - венец всего живого.
      А чистота души есть бытия основа.
      По этим признакам находим человека:
      Всех тварей на земле превыше он от века.
      А если он живет не мысля и не веря,
      То человек не отличается от зверя.

      / Анвари /

  4. Объясните, чем различаются два утверждения:
    1. человек - существо биологическое и социальное;
    2. человек - существо биосоциальное.
  5. Укажите, что в человеке заложено природой, а что - обществом.
  6. Охарактеризуйте, в чем заключается социальная (общественная) сущность человека.
  7. Назовите, какие из рассмотренных человеческих качеств вы цените более всего.
  8. Обратитесь к приведенным выше словам А. П. Чехова и подумайте: может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой из вас делать историю? Если да, то каким образом?
  9. Выскажите ваше отношение к утверждению французского историка Марка Блока: «Истории... присущи ее собственные эстетические радости, непохожие на радости никакой иной науки. Зрелище человеческой деятельности, составляющее ее особый предмет, более всякого другого способно покорять человеческое воображение».
Статьи по теме: